Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июня 2013 г. N 03-01-11/23448
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и сообщает следующее.
В Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденном постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст, под торговой наценкой понимается элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
Автором предлагается введение налога на размер торговой наценки при перепродаже товаров при оптовой торговле. При рассмотрении данного предложения необходимо учитывать следующее.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком и определяемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях главы 25 Кодекса относится выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Статьей 251 Кодекса установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
На основании пункта 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок определения расходов по торговым операциям установлен статьей 320 Кодекса, которой предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, в течение текущего месяца формируют издержки обращения в соответствии с главой 25 Кодекса. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. Налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, которая учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Кодекса налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.1-5.1 статьи 284 Кодекса.
Следовательно, торговая наценка при оптовой торговле товарами в рамках действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах уже подлежит обложению налогом на прибыль организаций по ставке 20 процентов.
Кроме того, сообщаем, что предложения по реформированию налоговой системы в части введения налога на дискриминационное соотношение зарплат работников и руководителей могут быть рассмотрены в рамках мероприятий по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации, которое осуществляется на основе ежегодно разрабатываемых Основных направлений налоговой политики.
Одновременно отмечаем, что ранее обращения гражданина в Министерство финансов Российской Федерации не поступали.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу введения налога на размер торговой наценки при перепродаже товаров при оптовой торговле разъяснено следующее.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под торговой наценкой понимается элемент цены продавца. Он обеспечивает ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
В силу НК РФ налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налоги, препятствующие реализации гражданами их конституционных прав, недопустимы.
Объектом обложения по налогу на прибыль для российских организаций признается полученная прибыль. Она определяется как доходы, уменьшенные на расходы (кроме указанных в НК РФ).
К доходам относится выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.
Расходами признаются затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Кроме того, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Организации, занимающиеся оптовой, мелкооптовой и розничной торговлей, в течение текущего месяца формируют издержки обращения. В их числе затраты на доставку товаров, складские расходы и иные затраты в связи с приобретением (если не учтены в стоимости приобретения) и реализацией товаров. Налогоплательщик вправе сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов на их приобретение, которая учитывается при реализации товаров. Порядок определения названной стоимости устанавливается организацией в учетной политике и применяется в течение не менее 2 налоговых периодов.
В соответствии с НК РФ юрлица исчисляют налог на прибыль по ставке 20% (кроме перечисленных в Кодексе случаев). Следовательно, торговая наценка при оптовой торговле товарами в рамках действующего налогового законодательства уже облагается налогом на прибыль по указанной ставке.
Сообщается также, что предложения по введению налога на дискриминационное соотношение зарплат работников и руководителей могут быть рассмотрены в рамках мероприятий по совершенствованию налоговой системы России, которое осуществляется на основе ежегодно разрабатываемых Основных направлений налоговой политики.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июня 2013 г. N 03-01-11/23448
Текст письма официально опубликован не был