Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-05-03/45599 Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-05-03/45599


В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. N 41-О указано, что положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога (сбора) в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика (плательщика) по уплате налога (сбора) исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком (плательщиком сбора) и именно за счет его собственных денежных средств.

Из пункта 1 статьи 45 Кодекса во взаимосвязи с положениями главы 4 Кодекса вытекает, что по своему содержанию оспариваемая норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.

Таким образом, уплата государственной пошлины за совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, может быть произведена иностранными организациями через своих представителей по месту совершения юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный регистрационный орган (иностранной организацией).

При уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщиком является, в частности, иностранная организация, совершающая юридически значимое действие, а представитель действует на основании соответствующего документа от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой иностранной организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

Как следует из письма Управления Росреестра основанием для отказа явилось непредставление в Управление Росреестра документа, подтверждающего выдачу представителю компании денежных средств на уплату государственной пошлины.

По мнению Департамента, указанное письмо Управления Росреестра соответствует действующему законодательству о налогах и сборах.


Заместитель директора Департамента

А.В. Сазанов


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение