Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает свое мнение.
По вопросу о применении части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ отмечаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта (положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения), принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:
за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
При этом следует отметить, что в рамках части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ под средствами, полученными бюджетным учреждением от осуществления им иной приносящей доход деятельности, понимаются все средства, полученные бюджетным учреждением, за исключением грантов, средств, полученных в качестве оплаты исполнения контракта, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, у бюджетных учреждений существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только случаях, установленных в части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
По вопросу об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) государственным или муниципальным образовательным учреждением на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, следует отметить следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ государственное или муниципальное образовательное учреждение, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год.
Одновременно Департамент обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор |
К.И. Степанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены некоторые положения Закона о контрактной системе закупок применительно к бюджетным учреждениям.
Такие организации могут издать правовой акт, где будут предусмотрены процедура и способы закупки, порядок заключения договоров и иные положения. При наличии такого документа, размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе на его основании и с соблюдением требований закона осуществлять закупки следующими способами.
Первый - за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, получившими право предоставлять гранты в России. Речь также идет о субсидиях (грантах), выделенных на конкурсной основе из бюджетов.
Второй - в качестве исполнителя по контракту при привлечении иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения обязательств.
Третий - за счет средств, полученных в результате иной приносящей доход деятельности от физических, юридических лиц. Исключения - гранты и субсидии; оплата исполнения контракта; средства на оказание медпомощи по ОМС.
Государственное или муниципальное образовательное учреждение, уставной деятельностью которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Предельная сумма - 400 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не превышает 50% размера средств, предусмотренных на все закупки по плану-графику, и составляет не более чем 20 млн руб. в год.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 сентября 2013 г. N Д28и-1044 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был