Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2013 г. N 66-КГ13-8 Суд отменил определение областного суда и оставил без изменения решение городского суда о восстановлении срока для принятия наследства и об определении доли наследников в наследственном имуществе, поскольку ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Бывшая супруга наследодателя, действующая в интересах их общего несовершеннолетнего ребенка, обратилась в суд с иском. Она, в частности, просила восстановить ребенку срок для принятия наследства.

Апелляционная инстанция отказала в иске, сославшись в т. ч. на то, что законный представитель ребенка без уважительных причин пропустил 6-месячный срок для принятия наследства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила определение апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда, удовлетворившего иск. При этом было отмечено следующее.

Суду необходимо оценивать реальную возможность самого несовершеннолетнего ребенка (а не его законного представителя) заявить о правах на наследство. Т. е. причины пропуска 6-месячного срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника.

На момент открытия наследства ребенку было 8 лет. В силу малолетнего возраста он не мог в полном объеме понимать и осознавать необходимость своевременного принятия наследства. Также он не был правомочен самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства. За несовершеннолетних, не достигших 14 лет, эти действия осуществляются их законными представителями.

Законный представитель обязан действовать в интересах несовершеннолетнего. Ненадлежащее исполнение этой обязанности не должно отрицательно сказываться на правах и интересах ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме.

Субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие) не могут являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства ребенку, являющемуся малолетним на момент открытия наследства.

Ребенок не обладал дееспособностью в вопросе о принятии наследства как на дату смерти наследодателя, так и на момент подачи иска законным представителем. Поэтому пресекательный срок на подачу иска о восстановлении срока для принятия наследства был соблюден. А причины пропуска срока для принятия наследства являлись уважительными.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2013 г. N 66-КГ13-8


Текст определения официально опубликован не был