Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 20
Оперативный план
действий эксплуатационного персонала в сложных и экстремальных метеорологических зимних условиях
А. Действие персонала в сложных метеорологических зимних условиях
Перечень особо сложных метеорологических зимних погодных условий, в которых работают устройства электроснабжения:
- перепады температуры воздуха до 15°С;
- понижение температуры воздуха до -30°С;
- усиление ветра до скорости 25 м/с;
- зернистая изморозь на проводах контактной сети и ВЛ;
- вибрация ("пляска") проводов воздушных линий электропередачи;
- снегопад.
1 Общие положения
1.1 При получении прогноза об ухудшении метеорологических условий должна быть обеспечена заблаговременная (за 5-6 часов) информация причастных работников.
1.2 При наступлении сложных метеорологических зимних условий необходимо действовать в соответствии с "Оперативным планом действий эксплуатационного персонала хозяйства электрификации и электроснабжения при наступлении неблагоприятных метеорологических экстремальных погодных условий", в котором должны быть определены:
- поименный состав и обязанности оперативных групп по организации безопасности движения поездов, надежного электроснабжения тяги, устройств СЦБ, связи;
- порядок действия всех причастных работников;
- порядок объезда и обхода с осмотром обслуживаемых устройств;
- порядок подсылки тепловозов, в первую очередь для вывоза пассажирских поездов, на случай прекращения движения поездов на электротяге;
- участки, где возможен пропуск поездов с опущенными токоприемниками;
- места расположения автомотрис (автодрезин), мотовозов и электровозов с гололедоочистительными устройствами, порядок их выпуска и последовательность механической очистки контактных проводов на боковых и главных путях станций и перегонов;
- порядок плавки гололеда на проводах и организации движения поездов в этот период;
- перечень мест повышенного гололедообразования на проводах контактной сети и воздушных линиях электропередачи;
- порядок очистки токоприемников от гололеда и смазки их антиобледенителями;
- минимально необходимое для каждой железнодорожной станции число путей, которые должны быть постоянно готовыми для приема и отправления поездов на электротяге;
- порядок заблаговременного нанесения противогололедной смазки на подвижные узлы рамы токоприемников, каретки полозов и подъемные пружины, где отсутствуют защитные кожухи;
- порядок организации контроля за появлением гололеда на проводах контактной сети, ВЛ, воздушных переходах и на токоприемниках электроподвижного состава;
- порядок организации контроля за состоянием крыш подвижного состава, грузов в период сильного ветра и гололеда;
- перечень железнодорожных станций для проверки работы токоприемников ЭПС.
2 При понижении температуры воздуха
2.1 При понижении температуры ниже 0°С:
- обеспечивается выпуск на линию ЭПС только с переведенными на зимнюю смазку токоприемниками;
- маневровая работа осуществляется на двух токоприемниках, при этом допускается опускать один токоприемник, если отсутствует искрение на токоприемниках [21];
- при следовании пассажирских поездов с электроотоплением перед остановкой осуществляется подъем второго токоприемника на ходу без выключения вспомогательных цепей и электроотопления.
2.2 Организовывают (при необходимости) внеочередные объезды, обходы с осмотром контактной сети:
- при резком понижении или повышении температуры воздуха до 15°С за сутки;
- при понижении температуры до -30°С.
При первом за зиму таком понижении температуры организовывается при необходимости внеочередной объезд вагоном-лабораторией контактной сети (ВИКС) с отдельным локомотивом.
3 При усилении ветра до 25 м/с
3.1 При получении предупреждения об усилении ветра ужесточается контроль за состоянием токоприемников, крыш подвижного состава и грузов.
3.2 При увеличении скорости ветра свыше 20 м/с:
- при необходимости устанавливается круглосуточное дежурство электромонтеров контактной сети для осмотра состояния токоприемников и подвижного состава проходящих поездов;
- организовывается инструктаж работников локомотивных бригад об усилении внимания к состоянию контактной сети;
- обеспечивается контроль осмотрщиками вагонов и дежурными по станциям за состоянием крыш подвижного состава на промежуточных станциях, где предусмотрена встреча поездов.
3.3 После прекращения сильного (более 20 м/с) ветра организовываются внеочередные обходы или объезды с осмотром контактной сети и ВЛ и устраняются выявленные дефекты.
4 До образования гололеда на проводах контактной сети и токоприемниках электроподвижного состава
4.1 Действия энергодиспетчера дистанции электроснабжения.
При получении информации об ожидаемом гололеде энергодиспетчер должен:
- уведомить руководителей службы электрификации и электроснабжения, дистанции электроснабжения и старшего энергодиспетчера;
- дать приказ дежурному персоналу подразделений дистанции электроснабжения на оповещение начальников районов контактной сети, тяговых подстанций и районов электроснабжения;
- организовать наблюдение за образованием гололеда на гололедных стендах;
- дать приказ о подготовке к работе гололедоочистительных устройств, смонтированных на автомотрисах (автодрезинах) или железнодорожных платформах;
- проверить готовность к выезду аварийно-восстановительных автомотрис (автодрезин), наличие на них и прицепных платформах аварийно-восстановительного запаса материалов;
- организовать проверку готовности схем плавки гололеда и схем профподогрева в соответствии с требованиями местных инструкций;
- проверить надежность связи с диспетчерами энергосистем, энергодиспетчерами смежных дистанций электроснабжения и всеми подразделениями энергодиспетчерского круга;
- принять меры к включению в работу оборудования, находящегося в ремонте, собрать нормальные схемы питания и секционирования контактной сети, линий автоблокировки и продольного электроснабжения.
4.2 Действия работников локомотивного депо.
Основной задачей работников локомотивного депо является:
- обеспечение надежной работы токоприемников ЭПС, предупреждение их обледенения и самопроизвольного опускания. Для этого необходимо:
- предупредить локомотивные бригады об ожидаемом гололеде;
- подготовить вибропантографы и пневмобарабаны к установке, а после получения приказа локомотивного диспетчера оборудовать ими электровозы с обеспечением установленного статического нажатия на подъем и опускание;
- выдавать под поезда локомотивы после нанесения на подвижные части токоприемников противогололедной смазки;
- усилить контроль за состоянием рабочих поверхностей токоприемников;
- о следах ударов, подбоев на полозах токоприемников немедленно сообщать энергодиспетчеру;
- при появлении повышенного износа рабочей поверхности токоприемников ставить в известность локомотивного диспетчера;
- не выпускать на линию ЭПС со вставками и накладками, имеющими предельный износ.
4.3 Действия локомотивных бригад:
- при приемке электровоза, электросекции на стойлах экипировки или в депо проверить состояние токоприемников, наличие противогололедной смазки на подвижных частях;
- при стоянках на станциях и деповских путях периодически очищать токоприемники путем повторного поднятия и опускания их через каждые 5-10 минут при отключенных силовых и вспомогательных цепях. Если такая мера не освобождает токоприемник от гололеда, необходимо опустить его и немедленно доложить дежурному по станции и поездному диспетчеру;
- при повреждениях токоприемников и контактной сети руководствоваться в своих действиях требованиями Инструкции о порядке действия локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении [22].
4.4 Действия работников железнодорожных станций, дистанций сигнализации, централизации и блокировки, дистанций пути при гололеде и изморози:
- следить за отложением гололеда на проводах контактной сети, BЛ, токоприемниках электровозов и при устойчивом искрении проходящих поездов немедленно докладывать поездному диспетчеру и энергодиспетчеру;
- по заявлению машинистов об обледенении токоприемников доложить поездному диспетчеру и энергодиспетчеру и организовать очистку токоприемников в соответствии с оперативным планом;
- совместно с представителями дистанции электроснабжения организовать очистку гололеда на контактной сети локомотивом с вибропантографом или пневмобарабаном согласно оперативному плану и сложившейся поездной обстановке;
- держать в готовности автономные резервные источники питания постов ЭЦ и домов связи.
5 Действие персонала при снегопадах
При значительном выпадении снега (более 6-7 мм) выполняют очистку от снега подъездных путей, мест проезда автотранспорта, прохода персонала, очистку жестких поперечин от снега (при необходимости) и другие работы. Обращают внимание на прохождение снегоуборочной техники.
Б. Действие персонала в особо сложных (экстремальных) метеорологических зимних погодных условиях
Перечень экстремальных условий работы устройств электроснабжения в зимний период, в которых работают устройства электроснабжения:
- перепады температуры воздуха на 15°С и более;
- понижение температуры воздуха до -30°С (-35°С на дорогах Сибири) и более;
- усиление ветра до скорости 25 м/с и более;
- мокрый снегопад, налипание мокрого снега на проводах контактной сети и воздушных линий электропередачи, на деревьях;
- образование гололеда;
- автоколебания проводов контактной сети, воздушных линий электропередачи.
1 При понижении температуры воздуха
При понижении температуры ниже -30°С:
- начальник дистанции электроснабжения устанавливает дежурство электромонтеров контактной сети для комиссионной проверки работы токоприемников в депо, на железнодорожных станциях, определенных оперативным планом;
- при длительных (более получаса) стоянках ЭПС на станционных и тракционных путях производится через каждые 30 минут поочередный подъем и опускание токоприемников при отключенных силовых и вспомогательных цепях;
- во избежание пережогов контактного провода обеспечивается трогание с места и отправление длительно стоящих (сутки и более) поездов с подталкиванием маневровым или специально выделенным локомотивом;
- устанавливается круглосуточное дежурство командного состава в дистанциях электроснабжения и бригад в районах контактной сети;
- организовываются внеочередные обходы (при необходимости) начальниками, электромеханиками или электромонтерами районов контактной сети с проверкой работы устройств контактной сети, в т.ч. компенсаторных устройств, натяжения и стрел провеса проводов ВЛ, а также объезды с проверкой токосъема;
- запрещается отключение тяговых подстанций и переключение разъединителей, кроме аварийных режимов;
- дежурный персонал тяговых подстанций должен производить внеочередные осмотры оборудования тяговой подстанции через 6 часов.
2 При усилении ветра 25 м/с и более
2.1 При увеличении скорости ветра:
- организовывается круглосуточное дежурство командного состава дистанций электроснабжения и бригад в районах контактной сети;
- организовываются объезды контактной сети и BЛ начальниками, электромеханиками и электромонтерами районов контактной сети и районов электроснабжения;
- вводится круглосуточное дежурство оперативного персонала на тяговых подстанциях.
2.2 При увеличении скорости ветра свыше 30 м/с:
- устанавливается порядок пропуска аварийно-восстановительных автомотрис на правах восстановительного поезда по перегонам на ветровых участках с целью выявления и немедленного устранения нарушений в работе устройств контактной сети и ВЛ;
- устанавливается на ветровых участках согласно утвержденному перечню скорость движения всех поездов не более 50 км/ч, для чего выдаются, установленным порядком, предупреждения на поезда (см. приложение 19 к настоящей Инструкции).
3 При образовании гололеда на проводах контактной сети и воздушных линиях электропередачи
3.1 Все мероприятия по борьбе с гололедом осуществляются в тесной взаимосвязи диспетчеров: поездного, локомотивного и энергодиспетчера.
3.2 В каждом отдельном случае при получении информации предупреждения о возникновении гололеда проводится дополнительный инструктаж причастных работников о методах борьбы с гололедом, порядке приема и отправления поездов с боковых путей станций, о содержании токоприемников и порядке подсылки тепловозов под пассажирские поезда.
3.3 Основной задачей поездного и локомотивного диспетчеров, энергодиспетчера является сохранение движения с минимальными остановками, чтобы не допустить образования гололеда. Для этого необходимо:
- дать запрещение на выпуск сдвоенных поездов, массой 9,0 тыс.т. и более;
- дать задание локомотивному депо (ТЧ) на оборудование электровозов вибропантографами или пневмобарабанами в количестве, предусмотренном оперативным планом;
- установить контроль за отложением гололеда и состоянием токосъема путем опроса дежурных по станциям и локомотивных бригад;
- не допускать выдачу под поезда электровозов, у которых на контактной поверхности полозов токоприемников имеются наледь и пропилы;
- рассредоточить электровозы, оборудованные вибропантографами или пневмобарабанами, и автомотрисы (автодрезины) с гололедоочистительными устройствами в места, предусмотренные оперативным планом;
- обеспечить отправление поездов с интервалами не менее 10 минут, при несоблюдении этого интервала и наличии гололеда на проводах контактной сети организовать пропуск электровозов или автомотрис (автодрезин) с механическими средствами очистки проводов от гололеда;
- установить контроль за работой электровозов с вибропантографами или пневмобарабанами на станциях и перегонах;
- по заявке энергодиспетчера закрыть для движения ЭПС соответствующие перегоны, станции, съезды и дать указание машинистам об опускании токоприемников для плавки гололеда токами короткого замыкания;
- при осуществлении профилактического подогрева контактного провода для удаления гололеда без прекращения движения поездов на электротяге принять меры по предупреждению пережогов проводов в местах секционирования;
- по заявке энергодиспетчера обеспечить немедленную доставку работников дистанций электроснабжения в места оперативных переключений.
3.4 При поступлении сообщений из районов контактной сети или от локомотивных бригад о появлении гололеда энергодиспетчер должен:
- вызвать в районы контактной сети и районы электроснабжения дежурные бригады, на тяговых подстанциях установить круглосуточное дежурство;
- запретить производство работ в устройствах электроснабжения, за исключением аварийных случаев;
- организовать доставку работников дистанций электроснабжения к местам расстановки сигнальных знаков, переключения разъединителей, постам секционирования и другим местам в соответствии с требованиями местной инструкции;
- организовать профилактический подогрев проводов.
В начальный период образования гололеда при толщине ледяной корки до 4 мм:
- дать указание на выпуск электровозов с вибропантографами, пневмобарабанами, токоприемниками, оборудованные стальными накладками на полозах, и автомотрис (автодрезин) с гололедоочистительными устройствами, установить контроль за эффективностью их работы.
При продолжении образования гололеда, когда механическими средствами не обеспечивается очистка:
- организовать профилактический подогрев проводов или плавку гололеда на контактной подвеске главных путей станций и перегонов в соответствии с требованиями местной инструкции;
- организовать контроль за удалением гололеда с контактного провода;
- организовать электрическую плавку гололеда на проводах BЛ.
После прекращения гололедообразования:
- организовать объезды и обходы с осмотрами контактной сети и BЛ
Действия локомотивных бригад при гололеде
Перед отправлением поезда после стоянки 10 минут и более отцепить электровоз от состава, поднять два токоприемника и обкатать контактный провод проездом 2-3 раза в пределах участка, разрешенного дежурным по станции, но не менее 30 метров;
- если после обкатки гололед с провода не удаляется, то отправление поезда осуществлять только после обивки гололеда вибропантографом (пневмобарабаном) или с подталкиванием вспомогательным локомотивом;
- при отправлении поезда со станции следует поднять два токоприемника, при двойной тяге или трех и более электровозах, как резервом, так и с поездом, поднять токоприемники, из них два на первом электровозе и второй по ходу на других электровозах, после прекращения искрения первый по ходу токоприемник опустить;
- если искрение от гололедообразования будет замечено в пути следования поезда, необходимо поднять второй токоприемник при скорости не более 60 км/ч и отключенных силовых и вспомогательных цепях, о появлении сильного искрения, гололеда немедленно сообщить энергодиспетчеру;
- если на контактной сети наблюдаются автоколебания проводов, проехать этот участок со скоростью не более 30 км/ч, подняв второй токоприемник, о чем немедленно сообщить энергодиспетчеру;
- в период гололеда не применять рекуперативное торможение;
- при работе электровоза с вибропантографом или пневмобарабаном для очистки гололеда следить за качеством очистки, при этом скорость движения должна быть не менее 5 и не более 60 км/ч;
- если при одном проходе вибропантографа (пневмобарабана) не обеспечивается полная очистка контактного провода, то производится повторный объезд;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.