Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Голден С" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений и прилегающих территорий Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения 0172100007014000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать контракт, вместе с тем, по мнению Заявителя, документация об Аукционе не содержит указание на документы, представляемые участниками закупки, которые позволяют определить правомочность на заключение контракта.
3. В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе до 02.02.2014, что составляет менее пятнадцати дней со дня размещения извещения о проведении Аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
4. Заказчиком размещено на Официальном сайте разъяснение положений Конкурсной документации по соответствующему запросу Заявителя без указания предмета запроса.
5. Требования к содержанию банковской гарантии, установленные в информационной карте документации об Аукционе, противоречат требованиям к содержанию банковской гарантии, установленным в пункте 8.3.10.2. документации об Аукционе.
6. В документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
7. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом объемы оказываемых услуг, их технические и качественные характеристики.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 20.01.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 980 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2014.
1. Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе "начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При анализе рынка Заказчиком были запрошены коммерческие предложения от следующих организаций:
- Коммерческое предложение N 1 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 2 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 3 от 16.01.2014 г.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили указанные ответы на запросы коммерческих предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контакта, указанное в документации об Аукционе, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, правомочность участника закупки заключать контракт.
В пункте 1.6.2.2. документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе "Правомочность участника закупки заключать контракт".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Информационной карте документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень документов, требуемых к предоставлению участниками закупок при подаче заявок на участие в Аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом, представители Заказчика пояснили, что указанный перечень документов раскрывает, в том числе, требование к участникам закупки о правомочности участников закупки заключать контракт.
Таким образом, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе не содержит указание на документы, представляемые участниками закупки, которые позволяют определить правомочность на заключения контракта, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с информационной картой документации об Аукционе "дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 18.01.2014". Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе опубликованы на Официальном сайте 20.01.2014.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанном пункте информационной карты документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
На заседании Комиссии установлено, что, в соответствии с извещением о проведении Аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2014. Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе через тринадцать дней со дня публикации извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте 20.01.2014.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе менее пятнадцати дней со дня размещения извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о размещении заказов в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 24.01.2014 размещено на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Пунктом 8.3.10.2 документации об Аукционе установлены требования к содержанию банковской гарантии в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно информационной карте документации об Аукционе "безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения банком-гарантом своих обязательств: а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг; б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в поставленных товарах, выполненных работах, оказанных услугах; в) если принципал некачественно выполнил работы, оказал услуги, поставил некачественный товар, предусмотренные контрактом; г) выполнение принципалом предусмотренных контрактом (договором) работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом (договором) сроки".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что установленные информационной картой документации об Аукционе и пунктом 8.3.10.2 документации об Аукционе требования к банковской гарантии не противоречат, а дополняют друг друга. В этой связи банковская гарантия участников закупки должна соответствовать требованиям, указанным в информационной карте документации об Аукционе и пункте 8.3.10.2. документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования к содержанию банковской гарантии, установленные в информационной карте документации об Аукционе, противоречат требованиям к содержанию банковской гарантии, установленным в пункте 8.3.10.2. документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что раздел 3 документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 3 Технического задания документации об аукционе установлено: "Средство для защиты растений от возбудителей заболеваний. Средство должно использоваться для подавления возбудителей заболеваний на растениях и почве, при посеве семян и выращивании рассады. Средство должно обладать высокой эффективностью, длительным защитным действием, отсутствием фитотоксичности, не вызывать привыкания у возбудителей заболеваний".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что указанный пункт технического задания документации об Аукционе содержит абстрактные понятия, такие как: "высокой эффективностью", "длительным защитным действием".
Кроме того, представитель Заявителя сообщил, что в пункте 3.3. таблицы 3.1 Технического задания документации об Аукционе содержатся неправомерные требования к выполнению работ: "Косьба комбинированных газонов тракторными косилками с шириной захвата 80 см (на базе МТЗ-82) при высоте травы свыше 20 см; Выкашивание триммером газонных бордюров, газонов в труднодоступных местах, экопарковки, сгребание и уборка скошенной травы на газонах (типа Husqvarna H-235, Shibavra-S-035, Laski Bobr)".
Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивают число участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно приведены численные значения, условные обозначения и единицы измерения словами.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит ограничения для ознакомления, в том числе имеется возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что позволяет участникам закупки подавать заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в пункте раздела "Требования к конкретным показателям используемого товара, установленные Заказчиком" документации об Аукционе указано "Средство для очистки и защиты стальных поверхностей. Средство должно быть без запаха в виде аэрозоля, либо жидкости или геля". Вместе с тем, в другом пункте раздела "Требования к конкретным показателям используемого товара, установленные Заказчиком" документации об Аукционе указано "Средство для очистки и защиты стальных поверхностей. Средство не должно иметь запаха. Должно быть в виде либо спрея, либо аэрозоля, либо жидкости".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что установленные в указанных пунктах раздела "Требования к конкретным показателям используемого товара, установленные Заказчиком" документации об Аукционе требования к средству для очистки и защиты стальных поверхностей не противоречат, а дополняют друг друга. В этой связи участник закупки вправе предлагать Заказчику средство для очистки и защиты стальных поверхностей либо в виде аэрозоля, либо жидкости, либо геля, либо спрея.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что согласно пункту 4 таблицы 1.1. "Перечень мероприятий по уборке и уходу" Технического задания указано "Мойка окон с четырех сторон", что вводит участников закупки в заблуждение, так как окно имеет две стороны.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанном пункте Технического задания документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Пунктом 1.4 документации об Аукционе установлены требования к моющему средству для пола: "Уровень pH должен быть не менее шести целых пяти десятых, не более девяти целых ноля десятых, поверхностно-активные вещества без ионов должны быть менее семи целых ноля десятых, содержание этилового спирта должно быть не менее трёх целых ноля десятых, не более пятнадцати целых пяти десятых". На заседании Комиссии установлено, что указанный пункт не содержит указание на единицы измерения параметров. Кроме того, пунктом 1.4 документации об Аукционе установлено "Средство должно содержать следующие элементы: Алирин-Б, таб. (титр 109 КОЕ/г, Bacillus subtilis В-10 ВИЗР)". Вместе с тем, в документации об Аукционе не указано, к какому средству относится указанное требование. В этой связи, Комиссия приходит к выводу о невозможности определить соответствие товаров потребностям Заказчика.
Пунктом 1 раздела 2 "Требования к описанию объекта закупки, к качеству услуг, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам" документации об Аукционе указана общая площадь помещений 59 000 кв. м. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует указание площадей помещений, а также количества помещений, входящих в предмет Аукциона.
Кроме того, пунктом 1.2. Технического задания документации об Аукционе установлено требование к исполнителю: "При уборке помещений специального назначения для исполнителя услуг требуется наличие медицинских книжек". Пунктом 4.1.10 Технического задания документации об аукционе установлено "Нормативная численность персонала по уборке прилегающей территории устанавливается Заказчиком". Комиссия приходит к выводу, что указанные пункты документации об Аукционе содержат требование о наличии у исполнителя трудовых ресурсов.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего надлежащим образом единицы измерения товаров, используемых при исполнении контракта, не указавшего информацию об объеме выполняемых работ, а также установившего требование к трудовым ресурсам , нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Голден С" обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных сроков окончания подачи заявок на участие в Аукционе, размещения на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, установлении требований к трудовым ресурсам и неустановлении надлежащим образом объема оказываемых услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.01.2014 N К-172/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2014 г. N К-172/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был