Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 декабря 2013 г. N 03-01-18/55516
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения отдельных положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно статье 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
Соответственно, если сделка не признается контролируемой, то представление уведомления в отношении такой сделки не требуется.
Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, пунктом 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
В 2012-2013 годах положения статей 105.14 и 105.16 Кодекса применяются с учетом переходных положений, установленных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ).
Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, пунктом 3 статьи 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 году составляет 3 млрд руб., а в 2013 году - 2 млрд руб.
При этом пунктом 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ определено, что требование об уведомлении налоговых органов о совершенных налогоплательщиками контролируемых сделках в соответствии со статьей 105.16 Кодекса применяется только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), в 2012 году превысит 100 млн руб., а в 2013 году - 80 млн руб.
Соответственно, факт превышения указанного суммового критерия устанавливается по каждой совокупности контролируемых сделок, совершаемых с каждым лицом.
Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуациях, возникающих, в частности, при применении пункта 10 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со статьей 105.14 Кодекса (например, в случае когда сумма доходов по сделкам, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд рублей, либо по каким-либо иным основаниям), положения статьи 105.16 Кодекса в отношении таких сделок не применяются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.