Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1294 Об отказе в признании недействующим первого предложения абзаца первого пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения РФ от 26 июля 2002 г. N 30

Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1294

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N АПЛ14-122 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Петровой О.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жданова А.Ф. о признании недействующим первого предложения абзаца первого пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, установил:

согласно абзацу первому пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) взимается сбор в размере, установленном МПС России. При возврате неиспользованного группового проездного документа (билета), оформленного по групповой заявке, сбор взимается с каждого места. Сбор, взимаемый при продаже проездного документа (билета), пассажиру не возвращается.

Гражданин Жданов А.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим первого предложения абзаца первого пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат абзацам первому и второму части третьей статьи 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и нарушают его права потребителя. Как указывает заявитель, при возврате неиспользованного билета ОАО "Федеральная пассажирская компания" удержала с него сбор по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ.

Жданов А.Ф. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Коновалов Д.В., Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы компетентным органом государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права потребителей.

Выслушав объяснения представителей Минтранса России Коновалова Д.В., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На момент издания оспариваемого нормативного правового акта компетентным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который вправе был утверждать правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, согласно Положению о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848, являлось Министерство путей сообщения Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа утверждает Минтранс России.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 г., регистрационный номер 3675 и опубликован в "Российской газете" от 20 августа 2002 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 40, 7 октября 2002 г.

Право пассажира получить обратно стоимость проезда предусмотрено федеральным законом. Согласно части третьей статьи 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право: не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

При этом федеральный законодатель установил, что возврат причитающихся сумм за неиспользованные проездные документы (билеты) осуществляется в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, также предусмотрено, что порядок возврата причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет) определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Установленный в абзаце первом пункта 157 Правил порядок возврата причитающихся пассажиру сумм за неиспользованный билет не является мерой гражданско-правовой ответственности и соответствует действующему законодательству.

В соответствии со статьей 82 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в пункте 1 статьи 8 предусматривает, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Согласно данному перечню оформление возврата денег за неиспользованные проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ отнесено к выполнению (оказанию) дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте во внутригосударственном сообщении (подпункт "з" пункта 8). Оказание услуг согласно гражданскому законодательству является возмездным.

Не могут рассматриваться как нарушающие права потребителей ссылки заявителя на нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Согласно пункту 5 статьи 4 названного Закона, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Оспаривая положения первого предложения абзаца первого пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, заявитель, по сути, ставит вопрос об оказании ему без оплаты дополнительной услуги по оформлению возврата денег за неиспользованный билет, что не основано на положениях действующего законодательства.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Жданова А.Ф. о признании недействующим первого предложения абзаца первого пункта 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации 

Н.С. Романенков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась норма, предусматривающая взимание сбора при оформлении возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет).

Отклоняя доводы о незаконности этого положения, ВС РФ разъяснил следующее.

Право пассажира получить обратно стоимость проезда предусмотрено федеральным законом.

В силу УЖТ РФ при возврате неиспользованного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир вправе не позднее чем за 8 ч. до отправления поезда получить обратно стоимость проезда.

Такая сумма состоит из стоимости билета и цены плацкарты.

Если до отправления поезда остается менее 8 ч., но не менее 2 ч., возвращаются стоимость билета и 50% цены плацкарты.

Если такой период составляет менее 2 ч., можно вернуть только стоимость билета.

При этом законодатель установил, что причитающиеся суммы за неиспользованные билеты возвращаются в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом.

Порядок возврата пассажиру сумм за неиспользованный билет, установленный оспариваемой нормой, не является мерой гражданско-правовой ответственности.

Правительством РФ утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Исходя из этого перечня, оформление возврата денег за неиспользованные билет и (или) перевозочный документ отнесено к выполнению (оказанию) допработ (услуг), связанных с ж/д перевозкой во внутригосударственном сообщении.

При этом согласно гражданскому законодательству оказание услуг является возмездным.

В данном случае заявитель, по сути, ставит вопрос об оказании ему названной допуслуги без оплаты. Однако подобное не основано на положениях законодательства.


Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1294


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N АПЛ14-122 настоящее решение оставлено без изменения