Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/8066
Вопрос: Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении части здания, расположенного в г. Москве и являющегося многоэтажным гаражным комплексом со встроенными торговыми, складскими и офисными помещениями.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения норм ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении части здания, являющегося многоэтажным гаражным комплексом со встроенными торговыми, складскими и офисными помещениями, и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
На основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п.п. 3-5 ст. 378.2 Кодекса.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющихся объектом налогообложения, определяется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Кодекса, принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 1 января 2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса.
В целях реализации указанного Закона г. Москвы в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса уполномоченный субъектом Российской Федерации орган обязан во взаимосвязи с положениями п.п. 3-5 и 9 ст. 378.2 Кодекса определить Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год (Постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП).
Необходимо иметь в виду, что в силу положений ст. 378.2 Кодекса особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, применяются к объектам недвижимого имущества, принадлежащим одному или нескольким собственникам, то есть к зданиям (строениям, сооружениям) и помещениям, принадлежащим организациям на праве собственности.
Поэтому если здание принадлежит нескольким собственникам, то каждый собственник исчисляет налоговую базу исходя из утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости принадлежащего собственнику помещения с соответствующим кадастровым номером.
При этом на основании п. 6 ст. 378.2 Кодекса, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость только здания, в котором расположено принадлежащее собственнику помещение, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении принадлежащего собственнику помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
С учетом изложенного, если здание включено в утвержденный Правительством Москвы Перечень объектов недвижимого имущества, то данный объект недвижимости подлежит налогообложению в 2014 г. исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 2 ст. 375 Кодекса как кадастровая стоимость всего здания.
В этой связи собственник части здания определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 378.2 Кодекса в вышеназванном порядке исходя из кадастровой стоимости части (площади) здания, собственником которой он является (включая складские, гаражные и иные помещения).
Одновременно обращаем внимание, что по вопросам применения Закона г. Москвы, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, следует обращаться в соответствии со ст. 34.2 Кодекса в финансовый орган г. Москвы, а по вопросу формирования Перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период - в уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти.
Заместитель директора |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2014 г. регионы вправе принимать законы, устанавливающие особенности исчисления базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости. Налоговая база по ним определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. Речь об административно-деловых и торговых центрах (комплексах) и помещениях в них, а также нежилых помещениях. Последние предназначены под офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания или фактически используются для этих целей. Условия отнесения объекта недвижимости к перечисленным установлены НК РФ. При этом вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяет региональный уполномоченный орган. Перечень объектов, относящихся к деловым и торговым центрам и другим указанным видам недвижимости, на очередной налоговый период также устанавливает уполномоченный орган субъекта Федерации.
Вышеприведенные объекты недвижимого имущества облагаются исходя из кадастровой стоимости, если принадлежат организациям на праве собственности. Если у здания несколько владельцев, то каждый из них исчисляет налоговую базу исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ему помещения с соответствующим кадастровым номером. Если кадастровая стоимость последнего не определена, налоговая база по нему рассчитывается как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.
Например, в городе Москве вышеназванный закон принят и утвержден соответствующий перечень. Если здание в него включено, то в 2014 г. оно облагается исходя из его кадастровой стоимости. При этом собственник части здания исчисляет налоговую базу исходя из ее кадастровой стоимости (площади), включая складские, гаражные и иные помещения.
По вопросу применения закона субъекта Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы по вышеперечисленным объектам, следует обращаться в региональный финансовый орган, а по вопросу формирования перечня этих объектов на налоговый период - в уполномоченный орган исполнительной власти региона.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/8066
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 15-21 апреля 2014 г. N 15