Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 марта 2014 г. N 03-11-11/14007
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения дачным некоммерческим товариществом и сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Таким образом, суммы, полученные дачным некоммерческим товариществом в виде вступительных, членских взносов и целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Согласно пункту 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 972 ГК РФ доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения.
Согласно статье 975 ГК РФ доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 182 ГК РФ (когда полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность дачного некоммерческого товарищества, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по закупке электроэнергии по поручению членов данного товарищества, то доходом указанной организации будет являться вознаграждение, полученное по договору поручения (при его наличии).
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НКО на УСН не учитывает безвозмездные целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности от органов госвласти, местного самоуправления и управления государственных внебюджетных фондов, других организаций и (или) физлиц. К ним относятся, в частности, взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, безвозмездно полученные работы (услуги), а также отчисления членов специализированных потребкооперативов на формирование резерва на ремонт (капремонт) общего имущества.
Таким образом, дачное некоммерческое товарищество при исчислении базы по УСН не включает в доходы вступительные, членские и целевые взносы. При этом должны быть документы, подтверждающие использование данных средств на вышеуказанные цели.
В рамках УСН не учитываются денежные средства, поступившие поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных за доверителя. Условие - такие затраты не включаются в расходы комиссионера, агента и (или) иного поверенного по условиям заключенных договоров. Комиссионное, агентское или другое подобное вознаграждение к названным доходам не относится.
Согласно ГК РФ по договору поручения поверенный за вознаграждение совершает от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. При этом права и обязанности по сделке возникают у последнего.
По мнению Минфина России, если дачное некоммерческое товарищество на УСН осуществляет посредническую деятельность по закупке электроэнергии по договору поручения со своими членами, его доходом является полученное от них вознаграждение.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 марта 2014 г. N 03-11-11/14007
Текст письма официально опубликован не был