В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256, N 27 (ч. 1) ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30, N 18 (ч. 1), ст. 2141, N 29, ст. 3625, N 52 (ч. 1), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4294, N 30 (ч. 1), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320; 2013, N 27, ст. 3477; "Российская газета", 2014, N 24) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана.
Министр |
М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2014 г.
Регистрационный N 32617
Порядок
разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 18 марта 2014 г. N 72)
1. Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"* (далее - КВВТ) и устанавливает правила разработки плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения (далее - План), а также порядок выполнения Плана.
2. Настоящий Порядок применяется судовладельцами при разработке Плана для судов внутреннего водного транспорта, за исключением:
судов, не являющихся нефтеналивными судами, валовой вместимостью менее 400;
нефтеналивных судов валовой вместимостью менее 150;
спортивных парусных судов;
маломерных судов;
прогулочных судов.
3. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 39 КВВТ под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.
4. План разрабатывается с целью определения последовательности действий членов экипажа судна и должностных лиц судовладельца судна, выполнение которых должно способствовать предотвращению разлива нефти, ликвидации и/или уменьшению его последствий.
5. План разрабатывается судовладельцем для каждого судна и учитывает:
тип судна;
размеры и конструктивные особенности судна;
максимально возможное количество нефти на судне в качестве груза и бункерного топлива;
район плавания судна;
состав экипажа судна;
оснащение судна средствами связи;
оснащение судна средствами борьбы с разливом нефти.
В План включаются контактные данные судовладельца.
6. Для несамоходных нефтеналивных судов, на которых отсутствует экипаж, План должен быть составлен судовладельцем буксирующего судна с учетом максимального количества буксируемых судов и максимальной вместимости буксируемых несамоходных нефтеналивных судов.
7. План должен содержать:
порядок проведения осмотра судна и сбора информации о повреждениях судна, а также процедуру, измерения уровней жидкости во всех грузовых танках, топливных танках и иных отсеках судна и доведение этой информации до капитана судна для принятия мер по предотвращению разлива нефти, ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти;
порядок передачи капитаном судна сообщения о фактическом или возможном разливе нефти судовладельцу, а также администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП);
руководство капитану судна по оценке ситуации, в том числе, при которой отсутствует фактический разлив нефти, но вероятность разлива нефти существует;
руководство для капитана судна с описанием первоочередных действий, принимаемых для определения остойчивости судна, частичной или полной разгрузки судна и меры по ликвидации и/или уменьшению последствий от разлива нефти;
руководство капитану судна относительно мер по ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти (распределение сил и средств, имеющихся на судне, для проведения работ по ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти, процедуры герметизация грузового танка, топливной цистерны или корпуса, порядок сбора нефти на судне и с поверхности внутреннего водного пути, удаление собранной нефти и очистных материалов, санобработка членов экипажа судна, принимавших участие в ликвидации и/или уменьшения последствий от разлива нефти), в том числе меры по ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти при снятии судна с мели, а также указание капитану судна о повышении внимания к остойчивости судна и прочности его корпуса;
указание на то, что при оценке вероятности разлива нефти и необходимости передачи сообщения в АБВВП капитан судна принимает во внимание следующие факторы: характер повреждения, неисправности или поломки судна, механизмов или оборудования; местоположение судна и близость от берега или других навигационных опасностей; погодные условия, направление и скорость течения; интенсивность судоходства;
указание на источники получения информации о перевозимом грузе, бункерном топливе, включая их характеристики;
указание на то, что при определении мер, принимаемых к предотвращению разлива нефти, ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти, капитан судна принимает во внимание следующие факторы: протяженность повреждения; гидростатическое равновесие судна; способность судна перекачивать нефть; физико-химические характеристики нефти;
форму сообщения, включающую следующую информацию: дату, время, название судна, местонахождение судна, фамилию, имя, отчество (при наличии) капитана судна, наименование судовладельца, информацию о возможном или фактическом разливе нефти, предполагаемых причинах разлива нефти, наличие на судне погибших людей или лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью, наличие угрозы жизни и здоровью людей, род и количество груза на судне, количество членов экипажа и пассажиров на судне;
перечень действий членов экипажа судна в случаях эксплуатационных разливов нефти (утечка нефти из трубопровода, утечка нефти вследствие переполнения танка, утечка нефти в результате разгерметизации танка или корпуса);
перечень действий членов экипажа судна при предполагаемом разливе нефти вследствие наличия трещин в грузовом танке, топливной цистерне или корпусе, включая меры по уменьшению давления массы нефти в определенном танке путем ее перекачки в другие танки, а при невозможности установить место утечки нефти, меры по перекачке нефти в береговые цистерны или на иные суда;
перечень мер по обнаружению и ликвидации трещин в корпусе судна;
перечень мер по скорейшему прекращению перекачки нефти по трубопроводу, сбору разлитой нефти на судне, сбору разлитой нефти на водной поверхности и надлежащего удаления собранной нефти и очистных материалов в случае утечки нефти из трубопровода при производстве погрузочно-разгрузочных работ или бункеровке судна;
перечень мер, выполнение которых необходимо при разливе нефти в результате столкновения судна с движущимся или неподвижным объектом; посадки судна на мель; затопления судна; повреждения корпуса судна; образования чрезмерного крена/дифферента судна; нарушения герметизации грузового танка, топливной системы судна или корпуса; возникновения опасных химических реакций груза; загрязнения груза, приобретающие опасный характер; опасный выброс паров;
перечень мер, направленных на предотвращение пожара, взрыва, воздействия токсичных паров на членов экипажа судна и пассажиров, такие, как изменение курса, чтобы судно находилось против ветра по отношению к разлитой нефти, закрытие воздухоприемных отверстий на судне, а для судна, лишенного возможности маневрировать, меры по устранению всех возможных источников возгорания и меры, способствующие предотвращению попадания токсичных или легковоспламеняющихся паров в жилые помещения и помещения машинного отделения на судне;
обязанности членов экипажа судна при возникновении на судне пожара или угрозы взрыва;
обязанности членов экипажа судна для выполнения работ по ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти;
информацию, необходимую для выполнения оценки возможного влияния на общую продольную прочность и остойчивость судна при перекачке нефти для судна в поврежденном состоянии, включая порядок получения информации от судовладельца;
процедуры, выполняемые для перекачки нефти с судна на судно, при условии, что копии документов, касающихся операций по перекачке груза с судна на судно, хранятся вместе с Планом.
8. При разработке Плана судовладелец должен учитывать возможность круглосуточного установления связи с АБВВП, через бассейны которых судно осуществляет плавание, и предусмотреть резервные варианты установления связи с этими АБВВП.
9. По всему пути следования судна Планом должны быть определены пригодные места для стоянки, в том числе с целью высадки на берег пассажиров, проведения ремонтных работ или проведения работ по частичной или полной разгрузке судна. При этом должна быть исключена угроза загрязнения нефтью любых зон, прилегающих к внутренним водным путям.
10. Судовладелец в Плане устанавливает порядок его выполнения в зависимости от возможных ситуаций на судне, связанных с предотвращением разлива нефти, ликвидации и/или уменьшением последствий разлива нефти.
11. Разработанный План утверждается судовладельцем. Оригинал Плана находится на судне. Копия Плана находится у судовладельца. Члены экипажа судна и должностные лица судовладельца, указанные в Плане, должны быть ознакомлены с Планом под роспись.
12. Для поддержания Плана в актуальном состоянии судовладельцем:
не реже одного раза в три месяца эксплуатации судна проводится анализ Плана, при котором учитываются изменения в законодательстве Российской Федерации, составе должностных лиц и средствах связи;
после транспортного происшествия с судном выполняется оценка эффективности применения Плана и внесение в него при необходимости соответствующих изменений.
_____________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30, N 18 (ч. 1), ст. 2141, N 29, ст. 3625. N 52 (ч. 1), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020, N 27, ст. 3880, N 29, 4294, N 30 (ч. 1), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320; 2013, N 27, ст. 3477; "Российская газета", 2014, N 24.
Действующее законодательство обязывает судовладельцев составлять планы предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий, обеспечивать выполнение заданных мероприятий.
Это не касается судов, не являющихся нефтеналивными, валовой вместимостью менее 400, нефтеналивных судов валовой вместимостью менее 150, а также спортивных парусных, маломерных и прогулочных.
При формировании планов нужно учитывать тип судна, его размеры и конструктивные особенности, район плавания, состав экипажа, максимально возможное количество нефти в качестве груза и бункерного топлива и др. Следует предусматривать, в частности, следующее. Порядок осмотра транспортного средства, сбор информации о повреждениях. Процедуру передачи капитаном сообщения о фактическом или возможном разливе нефти. Перечень действий членов экипажа судна в случаях эксплуатационных разливов, их обязанности при возникновении пожара или угрозы взрыва.
План следует поддерживать в актуальном состоянии. Для этого в т. ч. требуется не реже 1 раза в 3 месяца эксплуатации судна анализировать его, учитывать внесенные изменения в законодательство.
Приказ Министерства транспорта РФ от 18 марта 2014 г. N 72 "Об утверждении Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2014 г.
Регистрационный N 32617
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 14 июля 2014 г. N 155