Приложение N 1. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы

Приложение N 1

 

Квалификационные требования
к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. N 556)

 

1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:

1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.

1.2. Эксперт должен:

1.2.1. Знать:

законодательство Российской Федерации в сфере образования, включая Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности;

федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

образовательные стандарты, установленные образовательными организациями высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона* (далее - самостоятельно установленные образовательные стандарты) (по всем уровням высшего образования, по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки, в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу)**;

порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;

способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.2.2. Обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;

работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

применения правил деловой этики;

делового письма (переписки).

1.2.3. Уметь:

взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, входящими в состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее - экспертная группа), с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - аккредитационные органы), организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;

проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;

анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;

грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;

составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

1.2.4. Обладать опытом:

разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);

применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:

2.1. Наличие перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, публикуемого на официальном сайте экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - перечень экспертов, привлекаемые эксперты).

Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;

в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;

г) стаж (опыт) работы в сфере образования.

2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленным пунктом 1 настоящих квалификационных требований.

2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.

 

------------------------------

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.

** В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.