1. При направлении работника в служебную командировку
Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (статья 165 ТК РФ). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или ведома работодателя.
Соответствующие правила установлены пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749.
В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных (муниципальных) органах, работникам государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (части 2 и 3 статьи 168 ТК РФ).
Так, в отношении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти применяется постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 916 "О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти расходов на проезд в период нахождения в служебной командировке за счет средств федерального бюджета".
Необходимо отметить, что в каждом случае возмещения затрат работника, порядок и размеры возмещения расходов работника определяются актами трудового законодательства, а при отсутствии данных актов соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме (например, по статье 188 ТК РФ).
Учитывая вышеизложенные нормы законодательства, возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и соответственно не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов.
В случае если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, например, в целях обеспечения проезда к месту служебной командировки и обратно, найма жилого помещения, транспортного обслуживания, то такой контракт подлежит заключению в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сведения об осуществлении такой закупки указываются плане закупок, плане - графике, а также в реестре контрактов.
На основании данного контракта услуги предоставляются работнику в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице).
2. При осуществлении заказчиком закупки за наличный расчет
В соответствии с положениями пункта 15 статьи 34 Закона при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Данные закупки не включаются в реестр контрактов (часть 1 статьи 103 Закона) и в отчет об исполнении контракта (часть 9 статьи 94 Закона).
Оплата заказчиками обязательств, связанных с указанной закупкой товаров, работ и услуг, может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм на закупку товаров, работ и услуг с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Заказчики, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляют операции по оплате таких закупок в соответствии с Правилами обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2010 N 199н.
В соответствии с положениями пункта 2.2 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 98н, бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, сумма которых не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и оплата которых осуществляется в наличной форме подлежат постановке на учет органами Федерального казначейства на основании принятых к исполнению Заявок на получение денежных средств, без представления получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702).
Санкционирование оплаты указанных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н, без представления в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (накладной, акта приемки-передачи, акта выполненных работ (оказанных услуг), счета, счета-фактуры).
Заместитель Министра |
Е.И. Елин |
Заместитель |
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития России и Минфин России поясняют некоторые вопросы, связанные с контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно законодательству возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и соответственно не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов.
Если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, то такой контракт будет считаться закупкой. Сведения об осуществлении такой закупки указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов. В таком случае услуги предоставляются работнику в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице).
Также разъяснены особенности закупки за наличный расчет.
Контракт на закупку не более 100 тыс. руб. либо государственным или муниципальным учреждением культуры, образовательной организацией, иным установленным законодательством учреждением на сумму менее 400 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок, в том числе и за наличный расчет.
Данные закупки не включаются в реестр контрактов и в отчет об исполнении контракта.
Обязательства получателей средств бюджета, сумма которых не превышает установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами, ставятся на учет органами Федерального казначейства без представления получателями средств бюджета в органы Казначейства России сведений о принятом бюджетном обязательстве.
Санкционирование оплаты указанных обязательств осуществляется без представления в органы Казначейства России документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Письмо Министерства экономического развития РФ и Минфина России от 5 августа 2014 г. NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043 "О позиции Минэкономразвития России и Минфина России по некоторым вопросам применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2014 г., N 33