Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июля 2014 г. N 03-04-07/35645
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 27.06.2014 N ГД-4-3/12245@ по вопросу налогообложения средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 217 Кодекса, введенным в действие Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ), от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ установлено, что положения пункта 14.1 статьи 217 Кодекса применяются в отношении грантов, полученных после 1 января 2012 года.
Вместе с тем Кодексом не предусмотрена аналогичная норма в отношении фермеров, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенную систему налогообложения.
Так, в соответствии со статьями 346.5 и 346.15 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим единый сельскохозяйственный налог или упрощенную систему налогообложения, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.1 или главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.
При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункту 1 статьи 346.17 Кодекса предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется, в том числе, путем предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 28.02.2012 N 166, гранды на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
Приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 N 172 утверждена целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", предусматривающая выделение грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также оказание единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров на условиях софинансирования соответствующих региональных программ. Указанные меры поддержки оказываются в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Исходя из этого средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим единый сельскохозяйственный налог или упрощенную систему налогообложения, на его создание и развитие, а также на единовременную помощь на его бытовое обустройство, должны отражаться в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 и пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса,
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ от НДФЛ освобождаются полученные главами КФХ за счет бюджетных средств гранты на создание и развитие КФХ, на развитие семейной животноводческой фермы, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фермера.
Освобождение применяется к грантам, полученным после 1 января 2012 г.
Вместе с тем НК РФ не предусмотрена аналогичная норма в отношении фермеров, применяющих ЕСХН и УСН. В рамках этих налоговых режимов указанные средства следует учитывать в качестве внереализационных доходов.
При этом следует иметь в виду, что НК РФ предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом о развитии малого и среднего бизнеса налогоплательщиками, применяющими ЕСХН и УСН.
Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более 2 налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит расходы, разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Как пояснил Минфин России, это положение применимо к средствам, полученным КФХ, применяющим ЕСХН или УСН, на его создание и развитие, а также в качестве единовременной помощи на его бытовое обустройство.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июля 2014 г. N 03-04-07/35645
Текст письма официально опубликован не был