Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Судовой электрик"

Приложение N 2
к приказу Министерства транспорта РФ
от 17 июля 2014 г. N 188

 

Типовая основная программа
профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии
"Судовой электрик"

 

I. Общие положения

 

1. Настоящая типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "электрик судовой" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1), приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"*(2) (далее - приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62), Правилом III/7 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты*(3) (далее - Конвенция ПДНВ) и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими профессиональный уровень лиц рядового состава морских судов.

2. Целью настоящей Программы является подготовка судовых электриков в соответствии с международными требованиями.

3. Настоящая Программа содержит общепрофессиональный цикл, профессиональные модули, производственную (профессиональную практику), вариативную часть и тренажерную подготовку.

4. Содержание вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах объема часов, предусмотренных учебным планом настоящей Программы.

5. Тренажерная подготовка осуществляется на тренажерах, соответствующих требованиям Раздела A-I/12 Конвенции ПДНВ.

6. Слушателями настоящей Программы могут быть лица:

имеющие среднее общее образование и выше;

достигшие 18-летнего возраста;

годные по состоянию здоровья на основании медицинского заключения для работы на морских судах в качестве судового электрика.

7. Настоящая Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать судовой электрик.

8. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен знать:

нормативные правовые акты по организации службы на судне;

приемы оказания первой медицинской помощи;

правила техники безопасности на морских судах;

приемы технического использования судового электрооборудования;

основы технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования;

назначение, устройство и принцип действия судовых электрических машин и механизмов;

основы устройства и принцип действия элементов автоматики и их применения в схемах управления и защиты механического и электрического оборудования;

процедуры поиска, обнаружения и устранения неисправностей судового электрооборудования;

процедуры осуществления функциональных проверок электрического и электронного оборудования управления и защиты;

методы обнаружения неисправностей главных и вспомогательных элементов судовых электроэнергетических установок, систем, судового оборудования;

морские термины и команды;

устройство судна;

назначение элементов судовых систем и средств связи, сигнализации и других сигнальных приборов, связывающих машинное отделение с мостиком судна;

правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;

расположение мест хранения аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения, включение противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;

приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;

основы судовой электротехники, связанные с применением электрической энергии в судовых механизмах и устройствах;

анатомию человека и функции организма;

основные процедуры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения.

9. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен уметь:

читать принципиальные электрические и монтажные схемы;

анализировать условия работы электронной аппаратуры, оценивать ее работоспособность;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования;

осуществлять подготовку к работе, пуск, использование в действии, остановку механизмов судовой электростанции;

действовать при проведении различных видов тревог и в аварийных ситуациях;

применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;

использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами;

подавать сигналы бедствия различными средствами.

10. Объем настоящей Программы составляет 1032 академических часа.

11. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о прохождении обучения по настоящей Программе.

 

II. Учебный план

 

N п/п

Наименование цикла/модуля/дисциплины/раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

 

Введение

2

2

-

-

I

Общепрофессиональный цикл

174

126

48

-

1

Основы производственной деятельности на морских судах

12

12

-

Экзамен

2

Основы технического черчения и материаловедения

44

30

14

Зачет

3

Основы электротехники и электроники

42

20

22

Экзамен

4

Теория и устройство судна

30

30

-

Зачет

5

Английский язык

42

32

10

Зачет

II

Профессиональные модули

388

82

306

-

1

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования

380

74

306

Экзамен

2

Безопасность жизнедеятельности на судне

8

8

-

Зачет

III

Производственная (профессиональная) практика

360

-

360

Зачет

IV

Вариативная часть

30

-

-

-

V

Тренажерная подготовка

70

-

70

-

1

Начальная подготовка по безопасности" (Правило VI/1 Конвенции ПДМНВ)

58

-

58

-

2

Подготовка по охране (для лиц, не имеющих назначенных обязанностей по охране)

12

-

12

-

 

Консультации

8

-

8

-

 

Квалификационный экзамен

4

-

-

-

 

ИТОГО (включая вариативную часть и квалификационный экзамен)

1032

208

790

-

 

III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла

 

N п/п

Наименование дисциплины/раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

1

Основы производственной деятельности на морских судах

12

12

-

Экзамен

1.1

Основные положения международных конвенций в области судоходства

2

2

-

-

1.2

Система управления безопасностью

2

2

-

-

1.3

Законодательство Российской Федерации по организации службы на судах

2

2

-

-

1.4

Флаги и вымпелы судна

2

2

-

-

1.5

Экипаж судна

2

2

-

-

1.6

Правила поведения на судне

2

2

-

-

2

Основы технического черчения и материаловедения

42

30

14

Экзамен

2.1

Общие правила оформления чертежей

2

2

2

-

2.2

Сечения и разрезы

4

2

2

.

2.3

Основы машиностроительного черчения

4

2

2

-

2.4

Сборочные чертежи

4

2

2

-

2.5

Теория машин и механизмов

6

6

-

-

2.6

Детали машин и основы конструирования

6

6

-

-

2.7

Проводники и проводниковые изделия

2

2

-

-

2.8

Электроизоляционные материалы

4

2

2

-

2.9

Магнитные материалы

2

2

-

-

2.10

Припои, флюсы, клеи

4

2

2

-

2.11

Общие сведения о слесарных работах

4

2

2

-

3

Основы электротехники и электроники

38

18

20

Экзамен

3.1

Электрические цепи постоянного тока

5

3

2

-

3.2

Химические и тепловые действия электрического тока

5

3

2

-

3.3

Электрическая емкость

4

2

2

-

3.4

Однофазный и переменный ток

4

2

2

-

3.5

Трехфазный ток. Электромагнетизм

4

2

2

-

3.6

Электроизмерительные приборы и техника электрических измерений

16

6

10

-

4

Теория и устройство судна

30

30

-

Зачет

4.1

Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества

4

4

-

-

4.2

Общее устройство судов

6

6

-

-

4.3

Системы набора корпуса судна

4

4

-

-

4.4

Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение

4

4

-

-

4.5

Судовые системы

4

4

-

-

4.6

Основы теории судна

8

8

-

-

5

Английский язык

42

32

10

Зачет

5.1

Основы общения на английском языке

25

20

5

-

5.2

Основы английского языка по специальности

17

12

5

-

 

ИТОГО

174

126

48

-

 

V. Учебно-тематический план профессиональных модулей

 

N п/п

Наименование модуля/раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

1

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования

380

74

306

Экзамен

1.1

Судовое электрооборудование и автоматика

216

40

178

-

1.1.1

Судовые машины постоянного тока

28

4

24

-

1.1.2

Судовые синхронные машины

26

4

22

-

1.1.3

Асинхронные двигатели

24

4

20

-

1.1.4

Трансформаторы

24

4

20

-

1.1.5

Электрические аппараты

26

4

22

-

1.1.6

Судовые электрические станции

26

6

20

-

1.1.7

Судовые электроприводы

26

6

20

-

1.1.8

Судовые автоматизированные электроэнергетические системы

26

6

20

-

1.1.9

Эксплуатация судового электрооборудования и автоматики

12

2

10

-

1.2

Электроизмерительная и контрольная аппаратура

136

24

112

-

1.2.1

Приборы контроля и сигнализации, средства автоматики и дистанционного управления

36

6

30

-

1.2.2

Датчики и преобразователи

24

4

20

-

1.2.3

Системные преобразования телеметрической информации в судовых сетях

26

6

20

-

1.2.4

Судовые электрические сети

22

2

20

-

1.2.5

Судовая электрическая аппаратура

28

6

22

-

1.3

Судовые средства связи и электронавигации

26

10

16

-

1.3.1

Судовые электронавигационные приборы

6

2

4

-

1.3.2

Общие сведения о радиолокационной станции и системах автоматической радиолокационной прокладки

6

2

4

-

1.3.3

Общие сведения о системах судовой подвижной радиосвязи

6

2

4

-

1.3.4

Судовые электрические устройства связи, управления и сигнализации

8

4

4

-

2

Безопасность жизнедеятельности на судне

8

8

-

Зачет

2.1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

2

2

-

-

2.2

Особенности производственной деятельности

2

2

-

-

2.3

Техническая безопасность

2

2

-

-

2.4

Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности

2

2

-

-

 

ИТОГО

388

82

306

-

 

VI. Содержание профессиональных модулей

 

17. Целью изучения профессионального модуля "Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования" является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту судового электрооборудования.

Профессиональный модуль "Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Судовые машины постоянного тока" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: общие сведения об электрических машинах постоянного тока; устройство и принцип действия машин постоянного тока; магнитное поле машины постоянного тока; понятие коммутации в машинах постоянного тока; понятие и устройство генераторов и двигателей постоянного тока; коэффициент полезного действия машин постоянного тока; классификация и устройство специальных типов машин постоянного тока; техника сушки электрических машин; допустимые температуры нагрева электрических машин; виды неисправностей электрических машин.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

2) "Судовые синхронные машины" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия судовых электрических синхронных машин; судовых электродвигателей; система возбуждения судовых синхронных машин.

Также в данной теме изучаются: типы судовых синхронных машин (явнополюсные и неявнополюсные); устройство и принцип действия генераторов и аварийных генераторов; особенности эксплуатации электрических машин зарубежного производства.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

3) "Асинхронные двигатели" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: устройство асинхронного двигателя; особенности асинхронных машин с короткозамкнутым и фазным ротором; особенности выбора по каталогу судовых асинхронных двигателей.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

4) "Трансформаторы" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия однофазного трансформатора; трехфазных и специальных трансформаторов; дросселей насыщения и магнитных усилителей.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

5) "Электрические аппараты" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия коммутационной и защитной аппаратуры; автоматических воздушных выключателей; расцепителей в судовых силовых электрических цепях; автоматов защиты; механизм секционирования защит.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

6) "Судовые электрические станции" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия главного распределительного щита и его аппаратуры, аварийных распределительных щитов. Также в данной теме изучаются: понятия и устройство генераторной панели; щита берегового питания; щита освещения; выпрямителей; судовой аккумуляторной батареи; механизмы работы генераторов постоянного и переменного тока, установка номинальных параметров для включения на параллельную работу, баланс активных и реактивных мощностей.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

7) "Судовые электроприводы" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: общие сведения об электроприводе; аппаратуре управления электроприводами; электрические схемы и принцип управления односкоростными и многоскоростными электроприводами судовых устройств на морских судах; устройство и принцип действия электроприводов рулевых и якорно-швартовных устройств.

Также в данной теме изучаются: неисправности в схемах управления электроприводов; правила технического обслуживания судовых электроприводов; техника безопасности труда при техническом обслуживании судовых электроприводов.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

8) "Судовые автоматизированные электроэнергетические системы" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия гребных электрических установок; установок типа Azipod; системы управления и преобразования электрической энергии судовых автоматизированных электроэнергетических систем".

Также в данной теме изучаются: устройство и принцип действия гибридных двигательно-силовых установок с приводом валогенератора.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

9) "Эксплуатация судового электрооборудования и автоматики" (раздел "Судовое электрооборудование и автоматика"). В данной теме изучаются: основные сведения об особенностях использования судового электрооборудования на морских судах.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

10) "Приборы контроля и сигнализации, средства автоматики и дистанционного управления" (раздел "Электроизмерительная и контрольная аппаратура"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия приборов измерения тока, напряжения, мощности, электрического сопротивления, коэффициента мощности; устройство и принцип действия измерительных трансформаторов тока и напряжения; понятие измерительного моста, моста Вина, двойного моста Вина; устройство и принцип действия пневматических и гидравлических регуляторов.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

11) "Датчики и преобразователи" (раздел "Электроизмерительная и контрольная аппаратура"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия термометров сопротивления; термопар, термисторов; преобразователей давления; тензоизмерительных датчиков; пьезоэлектрических датчиков давления и перемещения.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

12) "Системные преобразования телеметрической информации в судовых сетях" (раздел "Электроизмерительная и контрольная аппаратура"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия операционных усилителей аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, активных аналоговых фильтров, цифровых фильтров; микропроцессорных систем измерения и управления в судовых информационных системах.

Также в данной теме изучаются механизмы ремонта судовых электрических сетей в процессе эксплуатации и технического обслуживания сетей.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

13) "Судовые электрические сети" (раздел "Электроизмерительная и контрольная аппаратура"). В данной теме изучаются: механизм распределения электрической энергии на судах; требования, предъявляемые к судовым электрическим сетям; классификация судовых систем распределения электроэнергии; устройство судовых электрических сетей; понятие заземления; виды и марки судовых проводов и кабелей; нормы допустимых продолжительных перегрузок на электрические провода и кабели; механизм проверки сопротивления изоляции электрических сетей; окраска кабелей, крепежных устройств и кожухов; техника безопасности при ремонте судовых электрических сетей.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

14) "Судовая электрическая аппаратура" (раздел "Электроизмерительная и контрольная аппаратура"). В данной теме изучаются: понятие и принцип действия предохранителей; автоматических выключателей; автоматических регуляторов напряжения; компенсаторов реактивной мощности; реле обратного тока, систем защиты от повышенного напряжения, максимальной токовой защиты, защиты от избыточной мощности; понятие контроля сопротивления изоляции; техническое обслуживание автоматических воздушных выключателей; техническое обслуживание автоматических установочных выключателей.

Также в данной теме изучаются: технология ремонта коммутационной электроаппаратуры, контактов, предохранителей, реле, защиты управления, автоматических воздушных выключателей, аппаратуры и аппаратуры управления электроприводами; техника безопасности при ремонте судовой электроаппаратуры.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

15) "Судовые электронавигационные приборы" (раздел "Судовые средства связи и электронавигации"). В данной теме изучаются: устройство, назначение, и принцип действия судового гирокомпаса; принципиальные электрические схемы чувствительного элемента и следящей системы гирокомпаса; репитеры гирокомпаса; устройство, назначение и принцип действия гидродинамического лага, принципиальная электрическая схема лага, репитеры лага; устройство, назначение и принцип действия эхолота; излучатели и приемники ультразвуковых колебаний; принципиальная электрическая схема эхолота, репитеры эхолота.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

16) "Общие сведения о радиолокационной станции и системах автоматической радиолокационной прокладки" (раздел "Судовые средства связи и электронавигации"). В данной теме изучаются: понятие и принцип действия систем энергообеспечения; антенн и кабельных трасс.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

17) "Общие сведения о системах судовой подвижной радиосвязи" (раздел "Судовые средства связи и электронавигации"). В данной теме изучаются: устройство и принцип действия судовой ультро-короткой волновой связи; общие сведения о системах INMARSAT и NAVSTAR GPS навигации.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

18) "Судовые электрические устройства связи, управления и сигнализации" (раздел "Судовые средства связи и электронавигации"). В данной теме изучаются: основные сведения о внутрисудовой связи, судовой телефонной связи; классификация систем телефонной связи; виды систем судовой служебной телефонной связи; система прямой (парной) телефонной связи; система судовой телефонной связи с командным коммутатором; система судовой автоматической телефонной связи.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.

Итоговой формой контроля является экзамен.

18. Перечень рекомендуемых практических занятий, проводимых в ходе изучения тем профессионального модуля "Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования":

чтение электрических схем;

исследование режимов работы генератора постоянного тока;

подготовка электрических машин к пуску и выключению;

пуск и выключение генераторов;

включение генераторов постоянного тока на параллельную работу;

включение синхронных генераторов на параллельную работу;

исследование работы генератора на холостом ходу и под нагрузкой;

элементарный расчет величины ЭДС синхронного генератора;

укладка фазных обмоток на статоре синхронного генератора с укороченным шагом;

укладка фазных обмоток на статоре асинхронного электродвигателя;

способы пуска электродвигателей постоянного тока;

исследование режимов работы электродвигателя постоянного тока;

простейший расчет генератора;

расчет, конструирование и сборка однофазного трансформатора;

простейший расчет электродвигателя;

включение генераторов постоянного тока на параллельную работу и распределение нагрузок между ними;

включение синхронных генераторов на параллельную работу и распределение нагрузок между ними;

пользование электроизмерительными приборами;

определение тока срабатывания плавкой вставки предохранителя;

элементарный расчет кабеля судовой электрической сети;

испытание линии на потерю напряжения;

определение освещенности при использовании светильников разных типов;

подключение приборов сигнализации: звонков, трещоток, ревунов;

исследование системы управления электроприводом "генератор-двигатель";

пуск и работы электродвигателя постоянного тока судового электропривода;

пуск и работы асинхронного электродвигателя судового электропривода;

испытание изоляционного материала на электрическую прочность;

испытание изоляционного материала на температуростойкость;

обслуживание работающих генераторов;

обслуживание электродвигателей.

19. Целью изучения профессионального модуля "Безопасность жизнедеятельности на судне" является обучение слушателей знаниям, необходимым для обеспечения безопасности жизнедеятельности на морском судне.

Профессиональный модуль "Безопасность жизнедеятельности на судне" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Теоретические основы безопасности жизнедеятельности". В данной теме изучаются: понятие безопасности жизнедеятельности; факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности, роль человеческого фактора.

По итогам изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

2) "Особенности производственной деятельности". В данной теме изучаются: факторы, определяющие условия труда на судах; понятие и классификация вредных веществ на морском транспорте; ионизирующее излучение как опасный и вредный фактор; источник, характеристики ионизирующего излучения; дозы радиации от различных источников и последствия действия малых и больших доз; действие ионизирующего излучения на последующие поколения.

По итогам изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

3) "Техническая безопасность". В данной теме изучаются: понятие опасных производственных объектов и факторов; основные виды происшествий, приводящие к травматизму; причины травматизма.

По итогам изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

4) "Правовые организационные основы безопасности жизнедеятельности". В данной теме изучаются: законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; деятельность Международной организации труда в области безопасности жизнедеятельности.

Итоговой формой контроля является зачет.

 

VII. Содержание производственной (профессиональной) практики

 

N п/п

Виды выполняемых работ

Всего часов

Форма контроля

1

2

3

4

1

Ознакомление с судном, организацией службы на морском судне и обеспечением живучести судна

16

Зачет

2

Судоремонтные работы и техническое обслуживание судового электрооборудования

106

Зачет

2.1

Обслуживание судовой аппаратуры

24

-

2.2

Обслуживание судовых электрических машин

34

-

2.3

Обслуживание электроприводов

24

-

2.4

Обслуживание аккумуляторных установок

24

-

3

Обслуживание судовых электрических осветительных установок и электронагревательных приборов

40

Зачет

3.1

Ремонтные работы технических средств

10

-

3.2

Профилактические работы технических средств

10

-

3.3

Устранение дефектов

10

-

3.4

Устранение неисправностей

10

-

4

Обслуживание систем сигнализации, связи и управления судном

24

Зачет

5

Слесарные работы

14

Зачет

6

Несения вахты в должности электрика судового

160

Зачет

 

ИТОГО

360

Зачет

 

20. Целью производственной (профессиональной) практики является закрепление полученных теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков судового электрика.

21. Производственная (профессиональная) практика осуществляется на судах, находящихся в эксплуатации. Итоговой формой контроля является зачет.

22. Выполняемые виды работ на производственной (профессиональной) практике регистрируются в журнале практической подготовки слушателя, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Журнал практической подготовки заполняется лицом командного состава, на которого возложены обязанности руководителя практики, и заверяется судовой печатью, а также печатью отделов кадров предприятия.

23. По окончании прохождения плавательной практики слушатель должен получить соответствующие документы, подтверждающие выполнение требований к стажу работы на судне, выданные в соответствии с приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62, и характеристику (отзыв).

 

VIII. Условия реализации настоящей Программы

 

24. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

25. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным и национальным нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

26. Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и формирования у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Практические занятия должны проходить с использованием специализированных технических средств обучения, образцов судового имущества и оборудования, а в некоторых случаях на базе предприятий и организаций отрасли.

27. В процессе реализации настоящей Программы проводится промежуточная аттестация слушателей в форме зачётов, а по некоторым дисциплинам (модулям) курса - экзаменов.

К промежуточной аттестации допускаются слушатели, успешно освоившие настоящую Программу соответствующей дисциплины (модуля) и выполнившие практические работы.

Зачёт проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования, выполнение контрольной работы и защита докладов.

Экзамен проводиться в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования с последующим собеседованием.

Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

28. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией, результаты работы которой оформляются протоколом.

В состав аттестационной комиссии должны входить: председатель, секретарь, члены комиссии - преподаватели учебного заведения и ведущие специалисты предприятий, организаций, учреждений отрасли по профилю подготовки, а также представители заказчиков кадров.

Педагогический состав, обеспечивающий обучение слушателей, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:

среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;

опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

29. Для реализации настоящей Программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью; учебной доской; информационными стендами; плакатами, схемами и макетами.

В учебном кабинете должны быть в наличии: детали судовых устройств; образцы коммутационных устройств и аппаратов; судовые датчики и преобразователи, переносные средства пожаротушения, применяемые на судах, образцы индивидуальных спасательных средств, страховочный пояс.

30. При реализации настоящей Программы применяются:

1) комплекс организационно-педагогических условий, включающий программное обеспечение для проверки знаний плавсостава морских судов, одобренное Федеральным агентством морского и речного транспорта;

2) тренажер автоматизированной судовой электрической станции;

3) главный распределительный щит;

4) аварийный распределительный щит.

31. При реализации настоящей Программы слушатели изучают положения следующих нормативных правовых актов, относящиеся к компетенции судового электрика:

Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве*(8);

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года*(5);

СОЛАС-74;

Конвенция ПДМНВ;

Международный кодекс по охране судов и портовых средств*(9);

Международная конвенция о грузовой марке 1966 года*(6);

МППСС-72;

Международная конвенция по обмеру судов 1969 года*(10);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(11);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации"*(12) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 22 марта 2010 г. N 69*(13);

приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62.

 

______________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30 (ч. I), ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26 (ч. I), ст. 3388.

*(2) Зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456.

*(3) Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. 2), ст. 2799).

*(4) Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года".

*(5) Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".

*(6) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).

*(7) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979, 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.

*(8) Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).

*(9) Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5585).

*(10) Конвенция вступила в силу для СССР 18 июля 1982 г., документ о принятии СССР Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 20 ноября 1969 г.

*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I) ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566.

*(12) Зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14863.

*(13) Зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17054.