Письмо Министерства здравоохранения РФ от 18 марта 2014 г. N 16-0/10/2-1796
Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 614-р "Об утверждении Комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года" направляет методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах на 2014 год, доработанные Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России.
Предлагаем провести расчет потребности во врачах в соответствии с направляемой методикой и в срок до 7 апреля 2014 г. направить в Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении и Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России по электронным адресам: OleynikovaMV@rosminzdrav.ru и obrkadr@mednet.ru.
Телефон для консультаций по методике расчета:
8-968-867-62-57 - Гажева Анастасия Викторовна.
Таблицы для заполнения направлены в адрес органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации по электронной почте.
О процедуре согласования расчетов потребности во врачах будет сообщено дополнительно.
Приложение: на 32 л. в 1 экз.
|
И.Н. Каграманян |
Методика
расчета потребности во врачебных кадрах субъектов Российской Федерации
Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом под руководством академика РАН, РАМН, доктора медицинских наук, профессора Стародубова В.И. в составе доктора медицинских наук, профессора Сон И.М., доктора медицинских наук, профессора Леонова С.А., кандидата медицинских наук Гажевой А.В., специалистов Несветайло Н.Я., Шибалкова И.П.
Введение
Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой в качестве одной из ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. В этих условиях формируется новая роль планирования здравоохранения как метода согласования потребностей с имеющимися экономическими возможностями страны, выбора одного из нескольких вариантов развития.
В настоящих методических рекомендациях представлен алгоритм расчета потребности населения во врачебных кадрах для текущего планирования объемов медицинской помощи, также для выявления недостатка или избытка врачебных кадров на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации и оценки эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов.
Особенностью предлагаемой методики расчета потребности во врачебных кадрах является определение их количества, необходимого для удовлетворения объемов помощи, предусмотренных Федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - ФПГГ) на федеральном уровне и Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ) на уровне субъекта Российской Федерации.
Используя коэффициенты, методика учитывает
- особенности повозрастной заболеваемости и госпитализации населения в субъекте Российской Федерации;
- территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего севера и приравненных к ним, плотность населения, удельный вес сельского населения);
- объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации федеральной и частной формы собственности и др.;
- наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов отдаленных (более 400 км) от областного (муниципального) центра, где оказывается специализированная помощь;
- уровень оказания медицинской помощи.
Сущность предлагаемого порядка расчета потребности во врачебных кадрах на основе моделирования по методу компонентов
Врачебные кадры являются сложной динамической системой, включающей разнообразные группы персонала с учетом роли в организации лечебно-диагностического процесса. Важнейшей и самой большой по численности является "лечебная группа" - врачи, непосредственно оказывающие медицинскую помощь населению (врач амбулаторного приема, врачи, оказывающие помощь в стационарных условиях, врачи скорой помощи). В "лечебную группу" включается также "группа усиления", к которой отнесены врачи, принимающие участие в оказании медицинской помощи населению, но в особенной форме (заведующие отделениями, врачи-консультанты, врачи, относящиеся к общебольничному персоналу, дежурные врачи, врачи приемного покоя, врачи по обслуживанию детей в школьно-дошкольных учреждениях, цеховые врачи и др.).
Особую группу врачей, как в стационаре, так и в поликлинике составляют кадры так называемой "параклинической группы", включающей две подгруппы: "лечебно-диагностическую" и "управления".
Особенностью данной методики является расчет необходимого количества врачей по каждой группе в отдельности (метод компонентов), с учетом их функциональных обязанностей.
Так, врачи "параклиники", согласно штатно-нормативным документам Минздрава России, рассчитываются на основе соотношения между потребностью в них и числом врачей, ведущих амбулаторный прием, либо в расчете на определенную численность больничных коек (суммарно всех профилей или отдельных профилей). Эта особенность определения потребности во врачах данной группы ("врачей параклиники") позволяет в расчетах помимо метода "прямого счета" использовать сложившиеся устойчивые коэффициенты соотношения.
В основе алгоритма расчета необходимого числа врачей, непосредственно оказывающих помощь пациентам (врачи амбулаторного приема поликлиники и врачи, оказывающие помощь в стационарных условиях), лежат нормативные показатели программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, представленные в виде объемных показателей (число посещений, число госпитализаций, число пролеченных в дневном стационаре в расчете 1 жителя (на 1000 жителей) в год).
С учетом функции врачебной должности врача поликлиники осуществляется переход от норматива объема помощи к нормативу должности врача-специалиста, ведущего соответствующий прием. Функция врачебной должности врачей-специалистов включает не только непосредственно амбулаторный прием в медицинских организациях, но и другие виды деятельности: работу с документацией, санпросветработу, участие в выездных бригадах, визиты на дом с разными целями (активные посещения, патронаж, вызов по заболеванию), проведение амбулаторных операций, проведение диагностических исследований во время амбулаторного приема и т.д. Затраты времени на данные виды работ разные поэтому типовые отраслевые нормы труда должны быть адаптированы на уровне субъекта. Исходя из этого, необходимо рассчитать и утвердить (в учреждении, в субъекте) нагрузки на врачебную должность в количестве посещений амбулаторного приема, включая визиты на дом. Именно нагрузка на врачебную должность (количество посещений в год) используется для расчета потребности во врачебных кадрах "лечебной группы", оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
От потребности населения в госпитализации через показатели средней длительности пребывания больного на койке (по каждому профилю) и числа дней работы койки в году определяется нормативная потребность в больничных койках (и мест, в дневном стационаре). С учетом установленных нормативов числа коек на одного врача в стационаре (ведущего больных) осуществляется переход от норматива коек к нормативу врачебных должностей. Более сложным в методическом отношении является установление необходимой численности врачей "группы усиления". В каждом субъекте Российской Федерации с учетом региональных особенностей потребность в специалистах группы "усиления" будет различной и усредненный показатель по России (полученный разработчиками методики на основе репрезентативного выборочного исследования) имеет для конкретного субъекта Российской Федерации относительное значение. Наиболее надежным может быть метод "прямого расчета". Например, рассчитать потребность в штатных должностях заведующих отделением можно разделив число фактически развернутых определенного профиля на нормативную коечную мощность отделения, при которой вводится 1 должность заведующего отделением (30, 40, 60 коек).
Следует заметить, что расчеты необходимого числа врачей должны проводится по методу компонентов раздельно по следующим структурным подразделениям - скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар, дневной стационар и группам персонала (Схема 1).
Алгоритм расчета потребности субъекта Российской Федерации в медицинских кадрах построен на использовании нормативов объемов (вызовов скорой медицинской помощи, посещений, койко-дней, дней лечения), утвержденных в ТПГГ субъекта Российской Федерации.
При этом объемы медицинской помощи в ТПГГ субъекта Российской Федерации должны быть сбалансированы (иметь тенденцию) и сопоставимы с нормативами объемов ФПГГ Российской Федерации.
Схема 1
Алгоритм расчета потребности в медицинских кадрах
По стационарному и амбулаторному видам медицинской помощи, в первую очередь, проводится расчет по "лечебной группе".
На втором этапе проводится расчет потребности по подгруппе "врачей усиления".
Полученные по основным специальностям данные дополняются врачебными кадрами "параклинической группы", которая включает "лечебно-диагностическую подгруппу" (врачи анестезиологи-реаниматологи, эндоскописты, клинической лабораторной диагностики, рентгенологи, ультразвуковой диагностики, функциональной диагностике, физиотерапевты, лечебной физкультуре и спорту, диетологи, клинические фармакологи, стажеры и т.д.) и "подгруппу управления" (руководители учреждений и их заместители, методисты, статистики).
Технология определения потребности во врачах, построенная по методу компонентов, позволяет вносить коррективы в структуру формирования норматива (штатного норматива, нормы нагрузки, расчетных норм времени), и получать соответствующие поправки к действующему нормативному документу по изменению условий деятельности тех или иных групп персонала в процессе модернизации системы здравоохранения.
Это позволяет при разработке текущих нормативов врачебных кадров, опираясь на комплекс указанных выше методов и их модификации, внести серьезные коррективы по многим разделам кадрового обеспечения. Например, при переходе на модель общей врачебной практики, соответствующие изменения должны быть внесены в модуль расчета амбулаторно-поликлинического сектора.
Проведение работ по упорядочению использования врачебных кадров параклинического блока, обеспечивающего лечебно-диагностический процесс, позволяет внести соответствующие изменения в расчетный модуль группы врачебных специальностей лечебно-диагностического профиля (как по стационарному, так и амбулаторно-поликлиническому сектору обслуживания).
Расчет необходимого числа кадров проводится по специализированным лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям здравоохранения особого типа, НИИ, учреждениям подготовки медицинских кадров и аппарату органов управления здравоохранением с учетом действующей номенклатуры учреждений здравоохранения и действующих штатно-нормативных документов, при наличии - порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава России.
Полученные в результате расчетов данные о потребности в медицинских кадрах должны быть сверены с фактической численностью врачей с целью определения их дефицита/профицита и предоставления обоснования.
Методика расчета потребности во врачебных кадрах
1. Расчет необходимого числа врачей для оказания скорой медицинской помощи
Основой для расчета служат объемы помощи (число вызовов на 1 жителя) принимаемые в субъекте Российской Федерации для ТПГГ. В случае утверждения ТПГГ норматива вызовов выше федерального (0,318/0,330/0,360 на 1 жителя) необходимо предоставить обоснование и производить расчет потребности во врачебных кадрах по действующим приказам. Расчет потребности во врачах скорой медицинской помощи (далее - СМП) необходимо производить согласно нормативам, указанным в таб. 1.
При расчете потребности во врачах СМП необходимо использовать норматив числа вызовов, утвержденный Минздравом России для субъекта (0,318/0,330/0,360 на 1 жителя), указанный в экономическом обосновании ФПГГ.
Для расчета нормативного количества врачей СМП необходимо поставить в Таб. 1 "Шаблона расчета потребности в кадрах" норматив вызовов на 1 жителя по ФПГГ и численность населения. Расчет норматива врачей скорой медицинской помощи на 10 000 чел. по ФПГГ и норматива врачей скорой медицинской помощи проводится автоматически.
Расчет потребности во врачебных кадрах скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности _____________ г.
Федеральный норматив, вызовов на чел./год |
Количество бригад (смен) |
Количество врачей |
|
Определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации (в редакции от 16.11.04)", а также с учетом особенностей территории |
Определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации (в редакции от 16.11.04)", а также с учетом особенностей территории |
0,318/0,330/0,360 |
|
Таб. 1 Расчет потребности в штатах скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности
Показатель |
Значение |
норматив вызовов на 1 жителя (ФПГГ) |
|
фактически сделано вызовов на 1 жителя |
|
фактически врачей скорой медицинской помощи на 10 000 чел. |
|
норматив врачей скорой медицинской помощи на 10 000 чел. (по ФПГГ) |
|
норматив врачей скорой медицинской помощи |
|
фактически врачей скорой медицинской помощи |
|
Население |
|
Для расчета норматива врачей скорой помощи на 10 000 чел. (по ФПГГ) используются коэффициенты: для 0,318 вызовов - 1,26, для 0,330 вызовов - 1,31, для 0,360 вызовов - 1,43 врача.
В результате расчета данные по потребности во врачах СПМ должны быть внесены в итоговую таблицу (см приложение).
2. Расчет необходимого числа врачей для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях
Основой расчета служат объемы помощи (число посещений), принимаемые в субъекте Российской Федерации для ТПГГ на основе адаптации повозрастных показателей ФПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения. При адаптации ФПГГ к особенностям субъекта Российской Федерации могут быть выявлены более высокие (низкие) уровни заболеваемости, поэтому следует принять экспертное решение о повышении (снижении) федеральных показателей посещений по соответствующим профилям медицинской помощи.
Нормативы ТПГГ субъекта Российской Федерации вносятся в таблицу 2.1, графы 1-3 приложения к методике расчета. Далее проводится расчет на численность населения субъекта Российской Федерации - в графы 4-6 таблицы 2.1 приложения.
Показатель "нагрузка на врачебную должность" указан в таблице 2.2, гр. 1. приложения к методике и может быть принят регионом для расчета потребности врачебных кадров, в случае отсутствия утвержденного. Следует обратить внимание, что нагрузка на врачебную должность носит рекомендательный характер и должна быть скорректирована с учетом предлагаемых коэффициентов (подстрочник таблицы 2.2. шаблона).
В методике используются коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего севера и приравненных к ним, долю населения субъекта Российской Федерации, проживающего в сельской местности, объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации федеральной и частной формы собственности, плотность населения субъекта Российской Федерации, наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов отдаленных (более 300 км) от областного (муниципального) центра, где оказывается специализированная помощь и уровень оказания медицинской помощи. Расчет позволяет учитывать все коэффициенты.
Для использования данных коэффициентов необходимо заполнить подстрочник графы "для субъекта Российской Федерации". В случае, если субъект Российской Федерации удовлетворяет описанному условию, то в графу "для субъекта Российской Федерации" ставится коэффициент из графы "нормативное значение", если субъект не подходит к данному условию, то обязательно ставится 1. Подтабличник заполняется по всем строкам. После заполнения всех строк будет рассчитан общий корректирующий коэффициент для субъекта Российской Федерации. Коэффициент применяется к нагрузкам на врачебную должность автоматически. Если в регионе приняты другие показатели нагрузки на врачебную должность, то они вносятся в гр. 1 и гр. 2 таблицы 2.2 приложения к методике взамен указанным.
Число врачей, ведущих амбулаторный прием, рассчитывается путем деления средних расчетных нормативов числа амбулаторных посещений (таб. 2.1, гр. 6 приложения) на нагрузку врачебной должности (таб. 2.2, гр. 2 приложения). Полученный результат указывается в таб. 2.3 гр. 4 приложения.
Число врачей рассчитывается по формулам:
ЧВд = ЧП / НВД, где
ЧВд - число врачей амбулаторного приема
НВД - нагрузка на врачебную должность (посещений в год)
Расчет проводится последовательно по всем специальностям врачей, ведущих прием пациентов в амбулаторных условиях.
Определение необходимой численности врачей "группы усиления" в поликлинике проводится в таб. 2.3, гр. 5-6 (приложения к методике) на основе применения метода соотношения с использованием, так называемых, "укрупненных коэффициентов", указанных в таб. 2.3, гр. 1-2 приложения. Соответствующие расчетные коэффициенты перемножаются на число врачебных должностей врачей, ведущих прием больных рассчитанных и указанных в таб. 2.3, гр. 4. Полученный результат указывается в таб. 2.3 гр. 8 приложения.
Определение числа врачей лечебно-диагностической группы и управления ("параклиники") также проводится на основании расчетных коэффициентов, приведенных в таб. 2.3, гр. 1, 3 приложения, которые перемножаются на общее число врачей (таб. 2.3, гр. 8 приложения).
3. Расчет необходимого числа врачей для оказания стационарной помощи
Расчет необходимого числа врачей для оказания стационарной помощи проводится в несколько этапов.
I этап. Расчет необходимого числа коек
Основой расчета служат следующие показатели: число койко-дней на 1000 жителей, уровень госпитализации на 1000 населения и средняя длительность пребывания в стационаре, принимаемые в субъекте Российской Федерации по ТПГГ на основе адаптации повозрастных показателей ФПГГ оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, с учетом региональных особенностей заболеваемости населения и уровня госпитализации.
Показатели ТПГГ субъекта Российской Федерации, утвержденные соответствующими нормативными документами должны быть внесены в таб. 3.1, графы 1-5 приложения к методике по соответствующим видам помощи. Таким образом, таб. 3.1 приложения представляет собой нормативные объемы медицинской помощи в стационаре, утвержденные в ТПГГ субъекта Российской Федерации. Данные этой таблицы будут использоваться далее для расчета потребности в койках и врачебных кадров в стационаре.
Примечание:
Если в ТПГГ субъекта Российской Федерации утверждено только число госпитализаций на 1000 жителей (или только число койко-дней на 1000 населения), то среднюю длительность пребывания 1-го больного необходимо проставить в данную таблицу, а остальные показатели (уровень госпитализации или число койко-дней) рассчитать и заполнить.
Для расчета необходимого количества коек заполняется таб. 3.2 гр.1 -3 приложения, где указывается абсолютное число койко-дней по профилям коек. Показатели таб. 3.1 гр. 3-5 пересчитываются на все население субъекта Российской Федерации и указываются в таб. 3.2 гр. 1-3.
Профили коек соответствуют форме статистического наблюдения N 30 "Сведения об учреждении здравоохранения" таб. 3100 "Коечный фонд и его использование".
В таб. 3.2 гр. 4-6 указано нормативное число дней работы койки в году. Нормативы работы койки в году по профилям, не указанным в перечне (прочие койки) устанавливаются субъектом с учетом действующих нормативных документов по профилю.
Расчетное количество коек указывается в таб. 3.3 гр. 1-3 (гр. 4-6 показывает обеспеченность койками на 10 тыс. населения). Разделив число койко-дней по отдельным профилям на работу койки в году, рекомендованную Минздравом России (таб. 3.2, гр. 4 - 6), получим необходимое количество коек для оказания стационарной помощи населению (таб. 3.3, гр. 1-3).
Расчет числа коек (ЧК) - показатели выражаются в целых числах
, где
ЧК - число коек
ЧКД - число койко-дней
РК - работа койки в году, рекомендованная МЗ РФ
Для расчета необходимого числа врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях используются показатели расчетного числа коек, полученные в таб. 3.3 гр. 3 приложения и норматив коек на 1,0 врачебную должность таб. 3.3 гр. 7 приложения. Нормативное количество коек на 1 врача, указанное в приложении к методике (таб. 3.3 гр. 7) носит рекомендательный характер и может быть уточнено субъектом Российской Федерации. Уточненные данные заносятся в таб. 3.3 гр. 7 приложения для дальнейшего использования в расчетах. При изменении данного показателя необходимо это обосновать.
Примечание.
Расчет норматива коек на 1,0 врачебную должность проводится по больничным учреждениям с учетом мощности стационара, профиля коек, типа учреждения на основании ведомственных штатных нормативов или утвержденных Минздравом России порядков оказания медицинской помощи".
Нормативное число коек в таб. 3.3 гр. 7 указано как среднее значение по всем типам учреждений.
II этап. Расчет необходимого числа врачебных кадров (расчетный показатель указывается в целых числах)
Основой для расчета числа врачей, оказывающих помощь в стационарных условиях (таб. 3.4, гр. 9 приложения) является число коек (таб. 3.3, гр. З), рассчитанное на I этапе, которое делится на нормативное число коек на одного врача, оказывающего медицинскую помощь в стационарных условиях (таб. 3.3, гр. 7).
Расчет необходимого числа врачебных должностей:
, где
ЧВд - необходимое число врачей, ведущих больных в стационаре
ЧК -расчетное число коек
Определение необходимой численности врачей "группы усиления" в стационаре (таб. 3.4, гр. 11-12) проводится на основе применения метода соотношения с использованием так называемых "укрупненных коэффициентов" (таб. 3.4, гр. 1-2). Соответствующие расчетные коэффициенты перемножаются на число врачебных должностей, рассчитанных ранее на II этапе.
Для учета особенностей субъектов Российской Федерации были разработаны корректирующие коэффициенты необходимой численности врачей, учитывающие утвержденный в ТПГГ уровень госпитализации. Корректирующий коэффициент ставится в подтабличнике табл. 3.4. шаблона в графу "для субъекта Российской Федерации". Значение коэффициента выбирается исходя из уровня госпитализации и соответствующего ему коэффициента в графе "нормативное значение". Расчет количества врачей с учетом территориального коэффициента происходит автоматически.
Определение числа врачей "лечебно-диагностической группы" и "группы управления" также проводится на основе метода соотношения. Расчеты проводятся на основании расчетных коэффициентов, приведенных в таб. 3.4, гр. 1, 3. Особенностью расчетов является то, что коэффициенты, приведенные в таб. 3.4, гр. 2-3, перемножаются на общее (итоговое) число врачей всех профилей (таб. 3.4, гр. 8).
4. Расчет необходимых ресурсов (койко-мест, врачей) для оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров (стационаров на дому)
Расчет потребности во врачебных кадрах дневных стационаров всех типов, в т.ч. стационаров на дому необходимо проводить для получения общей потребности в медицинских кадрах субъекта Российской Федерации при оказании . всех видов медицинской помощи, а также для проведения сравнения расчетных данных потребности при реализации ТПГГ и фактического наличия врачебных кадров.
Потребность во врачах дневных стационаров всех типов (стационаров на дому) рассчитывается по аналогии с круглосуточным стационаром. В таб. 4.1 приложения к методике приведены нормативные показатели числа мест в дневных стационарах, которые далее используются для расчета врачебных кадров.
Примечание:
Обеспеченность койко-местом дневных стационаров всех типов (стационаров на дому), указанная в приложении к методике (таб. 4.1 гр. 1-3) рекомендовано как средний норматив, рассчитанный в соответствии с объемами помощи ФПГГ. Субъект Российской Федерации имеет право рассчитать территориальные нормативы обеспеченности койко-местами дневных стационаров всех типов (стационаров на дому) и внести их в таб. 4.1 гр. 1-3 приложения.
Территориальные нормативы количества койко-мест в дневных стационарах всех типов в т.ч. стационаров на дому рассчитываются в таб. 4.2 гр. 1-3 и далее используются для расчета потребности во врачах дневных стационаров всех типов в субъектах Российской Федерации.
Расчет потребности во врачах предусматривает норматив по среднему количеству мест дневного стационара всех типов (стационара на дому) - 20 мест на 1,0 врачебную должность. Расчетное число врачебных кадров указывается в соответствующих графах таб. 4.3 и, далее, используется для подготовки сводных таблиц потребности кадровых ресурсов в соответствующих разделах - поликлиника, стационар.
Примечание:
Среднее число мест дневного стационара всех типов (стационара на дому) - 20 на 1,0 врачебную должность может быть уточнено субъектом Российской Федерации, как в целом, так и по профилям коек с учетом ведомственных штатных нормативов. При изменении норматива необходимо внести изменения в формулы расчета показателей в таб. 4.3 в соответствующие графы и строки.
Полученные субъектом нормативные показатели по количеству мест на 1,0 врачебную должность должны быть утверждены соответствующими нормативными документами и представлены к методике расчета.
Рассчитанная потребность во врачебных кадрах по видам оказания медицинской помощи (скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар, дневной стационар всех типов, стационар на дому) сводится в итоговые таблицы потребности в кадровых ресурсах субъекта Российской Федерации - таб. 5.1 таб. 5.2.
Субъект Российской Федерации проводит сопоставление расчетных данных с фактической численностью специалистов, готовит обоснование дефицита/профицита кадров и предоставляет потребность в кадрах для подготовки специалистов в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Примечание
Методикой предусмотрены коэффициенты для обоснования штатного расписания в целом по субъекту, которые указаны в приложении. Коэффициенты учитывают территориальные особенности субъектов Российской Федерации, плотность населения и удельный вес сельского населения.
Методикой предусмотрены коэффициенты, регулирующие нагрузку на врачебную должность в поликлинике с учетом региональных особенностей субъекта, также особенностей организации амбулаторного приема. Данные коэффициенты указаны в соответствующем разделе приложения.
Требования прогрессивности предусматривают обеспечение оптимальных общественных затрат на оказание населению медицинской помощи, в связи с чем необходимо оптимизировать проработку всех разделов и компонентов, формирующих показатель потребности в медицинских кадрах:
- реструктуризацию посещаемости населения по целям (в связи с заболеваемостью, диспансерным наблюдением, проведением профилактических осмотров);
- исключение дублирования в медицинском обслуживании первичного звена и врачей специалистов, в учреждениях системы Министерства здравоохранения России и других ведомств;
- уточнение функции врачебной должности врачей-специалистов амбулаторного приема, и как следствие, проведение расчета нормативной нагрузки на врачебную должность (посещений), учитывающую особенности организации амбулаторного приема;
- учета структуры больничных коек с дифференциацией обслуживания по интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- межведомственное взаимодействие при оказании медицинской помощи с учетом уровня оказания с целью четкой маршрутизации пациентов при оказании первичной медико-санитарной помощи, оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Приложение
к Методике расчета потребности
субъектов Российской Федерации
во врачебных кадрах
Субъект Российской Федерации может использовать приложение к методике для расчета потребности в медицинских кадрах. Приложения описаны в методике и подготовлены в формате EXLS, для удобства расчета, формулы расчета заложены в таблицы. При внесении субъектом численности населения, объемов ТПГГ расчеты и заполнение таблиц в разделах происходит автоматически.
При использовании для расчета приложения к методике необходимо:
1. Проверить формулы расчета.
2. Округлять значение полученного показателя (койки, кадры, койко-места и т.д.) до целых чисел.
3. Проводить обязательную проверку итоговых значений (с целью исключения потерь в итоговых показателях при округлении).
4. При подготовке сводных таблиц необходимо заполнить вспомогательные таблицы для удобства работы и автоматического их заполнения в случае уточнения расчетных значений.
При изменении нормативных показателей, рекомендованных для расчета потребности в медицинских кадрах, необходимо приложить обоснование и соответствующие нормативные документы, утвержденные субъектом Российской Федерации.
Перечень врачей-специалистов в данной методике и перечень профилей коек соответствует форме статистического наблюдения N 30 "Сведения об учреждении здравоохранения" и не может быть изменен субъектом. Специальности врачей и профили коек, имеющиеся в учреждениях субъекта Российской Федерации и не указанные в методике, показываются субъектом Российской Федерации в строке "прочие" соответствующих разделов с расшифровкой. Нормативные показатели нагрузки по этим врачам (профилям коек) субъект Российской Федерации вносит в таблицы самостоятельно.
Таблица 2.1
Объемы медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях по ТПГГ субъекта ___________ г.
Таблица 2.2
Необходимое число врачей, для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях ___ г.
Территориальные коэффициенты для корректировки нагрузки на врачебную должность | ||
Наименование |
Нормативное значение |
Для субъекта РФ |
1) Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
| ||
для субъектов расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним |
0,95 |
|
для субъектов, в которых менее 50% населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним |
0,97 |
|
2) Коэффициенты, учитывающие долю населения субъекта РФ, проживающего в сельской местности
| ||
для субъектов, в которых не менее 50% населения проживает в сельской местности |
0,9 |
|
для субъектов, в которых от 30% до 50% населения проживает в сельской местности |
0,95 |
|
3) Коэффициенты, учитывающие объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации федеральной и частной формы собственности
| ||
для субъектов РФ, в которых от 5% до 10% амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях федеральной и частной формы собственности |
1,12 |
|
для субъектов РФ, в которых от 10% до 20% амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях федеральной и частной формы собственности |
1,25 |
|
4) Коэффициенты, учитывающие плотность населения субъекта РФ
| ||
для субъектов, имеющих низкую плотность населения (ниже, чем по РФ) |
0,95 |
|
для субъектов, имеющих высокую плотность населения (выше, чем в целом по РФ) |
1,2 |
|
5) Коэффициенты, учитывающие наличие в субъекте РФ населенных пунктов, отдаленных (более 300 км) от областного (муниципального) центра, где оказывается специализированная помощь
| ||
для субъектов РФ, в которых от 30% до 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах |
1,15 |
|
для субъектов РФ, в которых более 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах |
1,1 |
|
6) Коэффициенты, учитывающие уровень оказания медицинской помощи
| ||
для субъектов РФ, в которых от 70% до 90% медицинской помощи, оказывается в медицинских организациях 1го уровня |
1,2 |
|
для субъектов РФ, в которых от 50% до 70% медицинской помощи, оказывается в медицинских организациях 1го уровня |
1,1 |
|
7) Итоговый коэффициент
|
1 |
|
Таблица 2.3
Система ориентировочных укрупненных коэффициентов для расчета врачебных должностей групп "усиления", "параклиники" и управления
Расшифровка по наименованиям специалистов
* лечебно-диагностическая группа |
x |
x |
|
x |
x |
x |
|
|
|
x |
x |
|
x |
x |
x |
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
** группа управления |
x |
|
x |
x |
x |
|
x |
|
|
x |
|
x |
x |
x |
|
x |
|
|
x |
|
x |
x |
x |
|
x |
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.1
Объемы медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях по ТПГГ субъекта __________ г.
Таблица 3.2
Показатели для расчета потребности в койках _________ г.
Расшифровка прочих профилей коек:
реанимация и интенсивная терапия |
|
|
|
|
|
|
токсикология |
|
|
|
|
|
|
общие |
|
|
|
|
|
|
прочие для взрослых |
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.3
Расчетное количество коек ____________ г.
Расшифровка прочих:
реанимация и интенсивная терапия |
|
|
|
|
|
|
7 |
токсикология |
|
|
|
|
|
|
|
общие |
|
|
|
|
|
|
|
прочие для взрослых |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.4
Расчетная численность врачебных кадров по специальностям ___________ г.
Расшифровка по наименованиям специалистов
*лечебно-диагностическая группа |
x |
x |
|
x |
x |
x |
|
|
x |
x |
x |
|
|
|
x |
x |
|
x |
x |
x |
|
|
x |
x |
x |
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**группа управления |
x |
|
x |
x |
x |
|
x |
|
x |
x |
|
x |
|
|
x |
|
x |
x |
x |
|
x |
|
x |
x |
|
x |
|
|
x |
" |
x |
x |
x |
|
x |
|
x |
x |
|
x |
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Территориальные коэффициенты для сокращения врачебных должностей в зависимости от уровня госпитализации
Наименование |
Нормативное значение |
Для субъекта РФ |
Уровень госпитализации 195,5 и выше |
1 |
|
Уровень госпитализации от 176,0 до 185,7 |
0,94 |
|
Уровень госпитализации от 166,2 до 176,0 |
0,9 |
|
Уровень госпитализации менее 166,2 |
0,84 |
Таблица 4.1
Федеральные нормативы числа мест в дневных стационарах (на 10 тыс. населения)
Таблица 4.2
Территориальные нормативы числа мест в дневных стационарах (стационарах на дому) и на все население __________ г.
Таблица 4.3
Необходимое число врачебных кадров в дневных стационарах (стационарах на дому) __________ г.
Профиль дневного стационара |
Дневной стационар при больничном учреждении |
Дневные стационары при поликлиниках и стационарах на дому |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
Кардиология и ревматология, в т.ч. |
|
|
|
Кардиологические |
|
|
|
Ревматологические |
|
|
|
Педиатрические |
|
|
|
Терапия (общая) в т.ч. |
|
|
|
Терапевтические (общие) |
|
|
|
Гастроэнтерологические |
|
|
|
Пульмонологические |
|
|
|
Нефрологические (т) |
|
|
|
Гематологические |
|
|
|
Эндокринологические (т) |
|
|
|
Аллергологические |
|
|
|
Инфекционные |
|
|
|
Хирургия (общая), в т.ч. |
|
|
|
Хирургические (общие) |
|
|
|
Травматологические |
|
|
|
Ортопедические |
|
|
|
Нейрохирургические |
|
|
|
Челюстно-лицевой хирургии |
|
|
|
Сосудистой хирургии |
|
|
|
Онкологические |
|
|
|
Урологические |
|
|
|
Акушерство-гинекология, в т.ч. |
|
|
|
Для беременных и рожениц |
|
|
|
Патологии беременности |
|
|
|
Гинекологические |
|
|
|
Для пр-ва абортов |
|
|
|
Отоларингологические |
|
|
|
Офтальмологические |
|
|
|
Дерматовенерология, в т.ч. |
|
|
|
Дерматологические |
|
|
|
Венерологические |
|
|
|
Неврологические |
|
|
|
Психиатрические |
|
|
|
Наркологические |
|
|
|
Фтизиатрические |
|
|
|
Итого |
|
|
|
Сестринского ухода |
|
|
|
ВСЕГО |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 18 марта 2014 г. N 16-0/10/2-1796
Текст письма официально опубликован не был