Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N НТ-904/08 "Об итоговом сочинении (изложении)"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N НТ-904/08
"Об итоговом сочинении (изложении)"

 

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. Президентом Российской Федерации дано поручение об обеспечении, начиная с 2014/15 учебного года, результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций наряду с результатами единого государственного экзамена (далее - поручение Президента Российской Федерации, итоговое сочинение) при приеме в образовательные организации высшего образования.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации модель проведения итогового сочинения разрабатывалась рабочей группой, созданной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 46.

В состав рабочей группы вошли учителя русского языка и литературы, руководители образовательных организаций, представители педагогической науки, средств массовой информации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, федеральных органов государственной власти в сфере образования, Администрации Президента Российской Федерации.

Положения модели проведения итогового сочинения нормативно закреплены Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 923 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2014 г., регистрационный N 33604).

Итоговое сочинение проводится для обучающихся XI классов в рамках промежуточной аттестации по образовательным программам среднего общего образования, его результаты являются основанием для принятия решения о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность вместо сочинения писать изложение.

Открытые тематические направления итогового сочинения ежегодно определяются Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, созданном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 722, и размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) и официальном портале единого государственного экзамена в срок до 1 сентября текущего года.

Затем в рамках открытых тематических направлений итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений), имеющие прочную опору на произведения русской и мировой литературы. Литературоцентричность выпускного сочинения согласуется с традицией российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники, в декабре последнего года обучения по образовательным программам среднего общего образования.

Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) доставляются Рособрнадзором в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителям образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования (далее - учредители), в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения) в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проверяется комиссиями образовательных организаций с правом привлечения к проверке независимых экспертов. Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет".

Обучающиеся, получившие за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат, допускаются повторно к проведению итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки (в феврале и апреле-мае текущего года).

После проверки все сочинения направляются в единую базу данных.

Результаты итогового сочинения выпускник вправе представить по своему желанию в качестве индивидуального достижения при приеме в те образовательные организации высшего образования, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема). В таком случае вуз запросит из базы данных сочинение абитуриента и оценит его самостоятельно, имея право начислить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену.

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в выпускных классах в 2014/15 учебном году, а также критерии оценивания итогового сочинения (изложения) будут направлены в субъекты Российской Федерации, а также учредителям и загранучреждениям в срок до 1 октября 2014 года.

Министерства науки и образования Российской Федерации проанализирует опыт проведения итогового сочинения в 2014/15 учебном году, чтобы скорректировать порядок его проведения в будущем. Предложенная модель возвращения сочинения в аттестацию выпускников будет совершенствоваться в течение ближайших лет.

 

 

Н.В. Третьяк

 


Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N НТ-904/08 "Об итоговом сочинении (изложении)"


Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2014 г., N 30