Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "ОргТехСтрой" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФАУ "ЦРО КД" МО РФ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту административного здания (реестровый N 31401274223) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
ФАУ "ЦРО КД" МО РФ относится к виду юридического лица, определенному в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика утверждено протоколом наблюдательного совета Заказчика от 02.12.2013 N 1 (далее - Положение о закупке).
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 23.06.2014 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок - 14.07.2014. Подведение итогов - 04.08.2014.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 31.07.2014 N 9/2 заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе по следующей причине: представленное ООО "ОргТехСтрой" Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 30.06.2014 г. N С-3-14-1880 не соответствует требованиям абзаца а) подпункта 10 пункта 8 раздела 8 конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1.9.1 Положения о закупке комиссия обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен хотя бы один из следующих фактов:
1) проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и наличие решения арбитражного суда о признании участника закупки юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
2) приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки или предложения от участника;
3) наличие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом N 223-ФЗ и (или) Законом N 44-ФЗ (94-ФЗ);
4) непредставление участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) несоответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;
6) несоответствие участника закупки и (или) его заявки требованиям документации о закупке или настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 41 Конкурсной документации комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и осуществляет проверку соответствия участников закупки требованиям, установленным законодательством, Положением о закупке и конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 43 Конкурсной документации по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе Комиссия принимает решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Рассмотрение заявок на участие в конкурсе не может длиться более двадцати дней со дня начала рассмотрения заявок.
В соответствии с пунктом 44 Конкурсной документации комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и на соответствие участников конкурса требованиям, установленным в соответствии с главой V Раздела 2 конкурсной документации.
Согласно абзацу "а" подпункта 10 пункта 8 информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна включать, в том числе документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, а именно: нотариально заверенную копию действующего свидетельства о допуске к выполнению видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
2. Подготовительные работы.
2.1. разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
9. Работы по устройству каменных конструкций
9.1. устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой
9.2. устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
11. Монтаж деревянных конструкций
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
13. Устройство кровель
13.1. устройство кровель из штучных и листовых материалов
13.2. устройство кровель из рулонных материалов
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха
15.5. Устройство системы электроснабжения
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений
24. Пусконаладочные работы
24.7 Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ Минрегиона РФ N 624) установлен Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (раздел 3), в том числе:
2. Подготовительные работы
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей*
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
9. Работы по устройству каменных конструкций
9.1. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой*
9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой*
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
11. Монтаж деревянных конструкций
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций*
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами*
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
13. Устройство кровель
13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов*
13.2. Устройство кровель из рулонных материалов*
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации*
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления*
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха*
15.5. Устройство системы электроснабжения*
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений*
24. Пусконаладочные работы
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении*
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены особо опасные, технически сложные и уникальные объекты:
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1.8.2 Положения о закупке к участникам закупки не допускается установление требований дискриминационного характера.
Согласно пункту 4 извещения о проведении Конкурса место выполнения работ: 117810, г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 20А.
Согласно пояснениям Заявителя административное здание, расположенное по адресу г. Москва, ул. Полины Осипенко, д. 20А к опасным, технически сложным или уникальным объектам не относится.
В соответствии с пояснениями Заказчика в пункт 8.10 "а" раздела 8 Конкурсной документации включены обязательные требования наличия в "Свидетельстве о допуске к выполнению видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Свидетельство) всех работ, выполняемых при капитальном ремонте административного здания. При этом, в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, на некоторые виды и группы видов работ получение Свидетельства требуется только в случае выполнения таких работ на опасных, технически сложных и уникальных объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Административное здание по предмету Конкурса к таким объектам не относится.
Таким образом, при условии, что административное здание по предмету Конкурса к опасным, технически сложным или уникальным объектам не относится, то требовать наличие в Свидетельстве работ, указанных в п. 2 п.п. 2.1, п. 9 п.п. 9.1, 9.2, п. 11, п.п. 11.1, п. 12 п.п. 12.3, п. 13, п.п. 13.1, 13.2, п. 15 п.п. 15.1, 15.2, 15.4, 15.5, 15.6, п. 24 п.п. 24.7 раздела 3 Приказа Минрегиона РФ N 624, неправомерно. В действиях Заказчика усматривается нарушение раздела 3 Приказа Минрегиона РФ N 624, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.8.2 Положения о закупке.
На заседании Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя представлено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 30.06.2014 N C-3-14-1880, согласно которому Заявитель имеет свидетельство на следующие виды работ, в том числе: п. 6 п.п. 6.1, 6.2, 6.3, п. 10 п.п. 10.1, п. 12, п.п. 12.8, 12.9, 12.10, п. 33, п.п. 33.3 раздела 3 Приказа Минрегиона РФ N 624, что соответствует требованиям действующего законодательства и Конкурсной документации.
Таким образом, отказ в допуске Заявителю на участие в Конкурсе неправомерен, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1.9.1 Положения о закупке.
Согласно пояснениям Заказчика в пункте 61.2. главы XX раздела 6 Конкурсной документации в формуле оценки заявок по нестоимостным критериям оценки введен коэффициент 100, что, в нарушение "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 увеличивает вес нестоимостных критериев с 20% до 96,15%.
Вместе с тем, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждено в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом Заказчик не является субъектом Закона о контрактной системе. Следовательно, требования постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 на процедуру Конкурса не распространяются.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение раздела 3 приказа Минрегиона РФ N 624, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 1.8.2, 1.9.1 Положения о закупке.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
------------------------------
* Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 20 августа 2014 г. N 1-00-1153/77-14 "По делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения"
Текст решения официально опубликован не был