Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 мая 2014 г. N 03-11-06/2/25965 Об отнесении средств, полученных управляющей организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, от собственников жилья на оплату коммунальных услуг, к целевым средствам

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
от 30 мая 2014 г. N 03-11-06/2/25965

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения средств, полученных управляющей организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, от собственников жилья на оплату коммунальных услуг, к целевым средствам и сообщает следующее.

Статьей 34.2 НК РФ установлено, что Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Подпунктом 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли.

В частности, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в т. ч. в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, поскольку доходы управляющей организации в виде сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступающие ей от собственников имущества многоквартирного дома и от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма в рамках договора управления многоквартирным домом, не соответствуют перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, данные средства должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения согласно ст. 249 НК РФ.

В том случае, если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, платежи на оплату коммунальных услуг одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Учитывая изложенное, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

При этом информируем, что, по мнению Департамента, по вопросу о распоряжении управляющей организацией по своему усмотрению денежными средствами, поступившими на ее расчетный счет в рамках договора управления общим имуществом многоквартирного дома, следует обращаться в Минстрой России.

 

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики

Р.А. Саакян

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 мая 2014 г. N 03-11-06/2/25965


Текст письма опубликован в журнале "ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера", декабрь 2014 г., N 12