Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Авиэйшн Студио" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставка тренажеров M/FTD B737NG (номер извещения 0368100010814000313) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Техническое задание Конкурсной документации содержит противоречия, не позволяющие подать заявку на участие в Конкурсе.
2. Заказчик в проекте государственного контракта не предоставил поставщику право на предоставление заказчику обеспечения исполнения государственного контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее представленного обеспечения.
3. Заказчик в проекте контракта государственного контракта не установил условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
4. Заказчик в Конкурсной документации не указал оснований для отстранения участника от участия в определении поставщика, а также оснований для отказа Заказчика от исполнения контракта.
5. Заказчик в проекте государственного контракта не указал условия о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставляемого товара.
6. Установленный в Конкурсной документации порядок оценки не соответствует Закону о контрактной системе.
7. Перечень оснований для удержания Заказчиком обеспечения исполнения контракта является неограниченным, что может повлечь нарушение прав победителя Конкурса.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 22.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 168 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
5) Конкурс признается не состоявшимся в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, так как объектом закупки является поставка тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, поэтому для объективного описания данного объекта закупки является соответствие элементов тренажеров реальной конструкции кабины экипажа самолетов B737NG. При этом, согласно требованиям Конкурсной документации тренажер должен включать следующие аппаратные средства в том числе: "для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель)", что относится к составным частям кабины экипажа самолета Airbus320.
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации "Тренажер должен включать следующие аппаратные средства: для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), РУД, ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель), штурвалы и педали управления".
На заседании Комиссии представителями заявителя представлены документы и сведения о том, что "FCU (flight control unit) - блок контроля управления - технический компонент конструкции самолета, в данном обозначении (наименовании) является составной частью кабины экипажа самолета Airbus320. В кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте FCU размещен элемент MPC (Model Control Panel) - пульт управления режимами самолета. MCDU (левый и правый) (Multipurpose Control Display Unit) - многоцелевой управляющей дисплей, также относится к кабине экипажа самолета Airbus320, в кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте CDU (Control Display Unit) - блок управления и индикации и т. д."
Таким образом, действия Заказчика указавшего в Техническом задании Конкурсной документации противоречивые требования к объекту закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчик в проекте государственного контракта не предоставил поставщику право на предоставление заказчику обеспечения исполнения государственного контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее представленного обеспечения.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
При этом, статьей 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено обязательное включение в проект государственного контракта права предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта не содержит обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчик в Конкурсной документации не указал оснований для отстранения участника от участия в определении поставщика, а также оснований для отказа заказчика от исполнения контракта.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Пунктом 1.6.1 Конкурсной документации установлено следующее: "Конкурсная комиссия отстраняет участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а Государственный заказчик отказывается от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, если Государственный заказчик или конкурсная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 и 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям".
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при составлении Конкурсной документации допущена техническая ошибка. Вместе с тем, в пункте 1.6.1, несмотря на техническую ошибку, установлены основания отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанная техническая ошибка не повлияла на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Заказчик в проекте государственного контракта не указал условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемого товара.
На заседании Комиссии установлено что в разделе 3 "условия поставки товара" проекта государственного контракта Конкурсной документации определены условия поставки и сроки осуществления Заказчиком приемки поставляемого товара.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2.2 Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки" установлен показатель: "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" а именно: "В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют наличие у участника конкурса опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта за последние 5 лет на основании информации, представленной по Форме 3.4., и выставляют следующее количество баллов в зависимости от количества исполненных участником контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, при наличии в заявке копий соответствующих контрактов (договоров) и отчетных документов (актов): Менее 3 - 0 баллов; от 3 до 5 - 25 баллов; от 5 и более - 50 баллов.".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" по показателю: "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта в связи с отсутствием показателей, определяющих сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету контракта, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Перечень оснований для удержания Заказчиком обеспечения исполнения контракта является неограниченным, что может повлечь нарушение прав победителя Конкурса.
Пунктом 8.3 проекта государственного контракта установлено "Обеспечение исполнения Государственного контракта удерживается Государственным заказчиком в следующих случаях:
- поставка Товара в ассортименте или комплектации, не соответствующим условиям Государственного контракта;
- нарушение срока поставки Товара, выполнения работ, оказания услуг;
- невыплата неустойки, определенной Государственным контрактом;
- неисполнение гарантийных обязательств;
- нарушение Поставщиком иных условий Государственного контракта".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, пункт "нарушение Поставщиком иных условий Государственного контракта" ограничивает Заказчика в принятии решения об удержании обеспечения исполнения контракта условиями установленными в проекте государственного контракта.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Авиэйшн Студио" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки; установления Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации противоречивых требований к объекту закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 27 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.10.2014 по делу N К-1545/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 октября 2014 г. N К-1545/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был