Письмо Минфина России от 1 ноября 2014 г. N 02-06-10/56150
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу списания просроченной нереальной к взысканию дебиторской задолженности в бюджетном учете и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем, Департамент обращает внимание на следующее.
Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства (далее - задолженность), и (или) признания ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.
Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (Бюджетный Кодекс) начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов относятся к полномочиям администратора доходов бюджета.
При этом согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), финансовые требования к плательщикам по исполнению платежей в бюджет для целей бухгалтерского (бюджетного) учета являются самостоятельным объектом учета.
Вместе с тем следует отметить, что на балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства Российской Федерации, а лишь те их них, которые относятся к активам.
В случае, если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности, установлена невозможность поступления денежных средств в доход бюджета (поступления имущественных выгод), такая задолженность (нереальная к взысканию), согласно пункту 339 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкции N 157н), отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов (далее - счет 04).
При этом забалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной к взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).
Таким образом, если в ходе осуществления взыскания администратором установлена невозможность предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидация юридического лица, смерть должника и т.д.), задолженность указанного должника, ввиду невозможности возобновления ее взыскания, может быть списана учреждением со счета 04.
Согласно пункту 34 Инструкции N 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной Инструкцией, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
В соответствии с пунктом 2 Закона N 402-ФЗ и пунктом 6 Инструкции N 157н, к компетенции учреждения относится урегулирование в рамках своей учетной политики порядка списания задолженности ввиду невозможности ее взыскания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 2 Закона N 402-ФЗ" имеется в виду "пунктом 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ"
Учитывая изложенное, администратор доходов бюджета, обладающий в соответствии с Бюджетным Кодексом полномочиями по взысканию задолженности, в том числе при принятия решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее взыскания, вправе списать указанную задолженность со счета 04 в соответствии с порядком, утвержденных актами в рамках формирования своей учетной политики и (или) определяющих порядок администрирования доходов.
В то же время, обращаем внимание, что отмена постановления о назначении административного штрафа является основанием для корректировки ранее начисленных доходов, а не для списания задолженности.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о списании просроченной нереальной ко взысканию дебиторской задолженности в бюджетном учете.
Согласно БК РФ администратор доходов уполномочен начислять, учитывать и контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность поступления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскивать задолженность.
Если установлена невозможность поступления средств, то такая задолженность (нереальная ко взысканию), отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".
При этом забалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной ко взысканию), производится для наблюдения за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должников (в течение 5 лет либо иного срока, определенного для возобновления взыскания).
Таким образом, если администратор установил невозможность предъявления требований к должнику, в т. ч. в связи с его отсутствием (ликвидация, смерть и т. д.), то его задолженность может быть списана учреждением со счета 04. При этом допускается применять порядок, утвержденный в рамках формирования своей учетной политики и (или) акты, определяющие процедуру администрирования доходов.
Отмечено, что отмена постановления о назначении административного штрафа является основанием для корректировки ранее начисленных доходов, а не для списания задолженности.
Письмо Минфина России от 1 ноября 2014 г. N 02-06-10/56150
Текст письма официально опубликован не был