Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 декабря 2014 г. N 03-01-18/63462
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения статей 105.14-105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно статье 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса предусмотрено, что к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях Кодекса приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных указанным подпунктом).
При этом сделки, совершенные через комиссионера (агента и иных поверенных), по мнению Департамента, не могут быть автоматически (без анализа функций и рисков, принимаемых указанными лицами, а также используемых ими активов) приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.
Вместе с тем, отсутствие оснований для признания сделок, совершенных через комиссионера (агента и иных поверенных), сделками между взаимозависимыми лицами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса, не исключает возможности признания таких сделок контролируемыми по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Одновременно обращаем внимание, что при определении суммы доходов по сделкам, совершенным через комиссионера (агента и иных поверенных) за календарный год, для целей признания указанных сделок контролируемыми необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Таким образом, по мнению Департамента, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через комиссионера (агента), следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями главы 25 Кодекса в части порядка признания доходов.
Положения статьи 105.15 Кодекса, предусматривающие обязанность налогоплательщика представлять документацию в целях налогового контроля, применяются в отношении контролируемых сделок за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Обращаем также внимание, что согласно статье 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
При этом необходимо отметить, что до 1 января 2014 года статьи 105.15 и 105.16 Кодекса применяются с учетом переходных положений, установленных пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
Согласно вышеуказанным переходным положениям статьи 105.15 и 105.16 Кодекса применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 году - 100 млн рублей, в 2013 году - 80 млн рублей.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми.
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми.
При этом Минфин России считает, что сделки, совершенные через комиссионера (агента и иных поверенных), не могут быть автоматически приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами.
Даже если они не являются таковыми, это не означает, что сделки не могут быть признаны контролируемыми по иным основаниям.
При определении суммового критерия для признания контролируемыми сделок через комиссионера (агента) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги).
Дополнительно разъяснен порядок уведомления налоговых органов о контролируемых сделках.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 декабря 2014 г. N 03-01-18/63462
Текст письма официально опубликован не был