Решение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 г. N АКПИ14-1285 Об оспаривании пунктов 4-9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83

Решение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 г. N АКПИ14-1285

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 марта 2015 г. N АПЛ15-68 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Диалог" о признании частично недействующими пунктов 4-9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, установил:

в соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), которые действуют с последующими изменениями и дополнениями. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 8, 20 февраля 2006 г.

Согласно пункту 4 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании:

информации о разрешенном использовании земельного участка;

предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;

региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения;

предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил.

Согласно пункту 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В силу пункта 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Согласно пункту 7 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.

В соответствии с пунктом 8 Правил запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

информацию о разрешенном использовании земельного участка;

информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;

планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 данных Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

При отсутствии на момент запроса заявителя технической возможности для подключения (технологического присоединения) вследствие недостаточности свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и отсутствии в инвестиционной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение, мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", осуществляет действия по определению возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения, для чего направляет запрос в органы местного самоуправления поселения, городского округа о возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения. При этом организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего водоснабжения либо направить мотивированный отказ в выдаче указанных условий в течение 14 рабочих дней с даты получения от органа местного самоуправления поселения, городского округа информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

ООО "Диалог" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 4-9 Правил в части, обязывающей заявителя получать у ресурсоснабжающей организации технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения как необходимое условие получения градостроительного плана земельного участка, на котором отсутствуют объекты капитального строительства и который был приобретен не в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку позволяют уполномоченному органу не исполнять обязанность по выдаче градостроительного плана земельного участка до момента предоставления правообладателем участка технических условий.

В судебном заседании представитель ООО "Диалог" Баев А.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что Общество является собственником нескольких земельных участков и обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, в чем ему было отказано, в связи с необходимостью предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, выдаваемых ресурсоснабжающими организациями. Отказ обжалован в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который удовлетворил требования Общества, но постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа решение было отменено, в удовлетворении заявления отказано.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 26 октября 2014 г. N СП-П9-7997).

Представитель Правительства Российской Федерации Калинова К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей ООО "Диалог" Баева А.С., Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из пункта 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется: 1) применительно к застроенным земельным участкам; 2) применительно к предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка применительно к земельным участкам, не предназначенным для строительства объектов капитального строительства и не застроенным такими объектами, действующим законодательством не предусмотрена.

Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Подготовка и выдача технических условий осуществляется органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Так, абзац первый пункта 4 Правил предусматривает, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, подготавливает орган местного самоуправления, а абзац третий данного пункта Правил устанавливает необходимость получения правообладателем земельного участка технических условий.

Согласно пункту 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.

Порядок предоставления технических условий при архитектурно-строительном проектировании установлен в пункте 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим порядком технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.

Из содержания пункта 5 Правил следует, что орган местного самоуправления до принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, обязан предоставить заинтересованным лицам технические условия для чего он обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. Данные положения Порядка соответствуют части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пункт 6 Правил предусматривает обращение правообладателя земельного участка, имеющего намерение осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в организацию, которая осуществляет эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения технических условий в случаях, когда объект капитального строительства и технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления.

Оспариваемые заявителем положения предусматривают обязанность органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам правообладателей земельного участка предоставлять заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пункт 7 Правил устанавливает полномочия органа местного самоуправления по определению организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, а в пункте 8 Правил определены реквизиты, которые должны содержаться в запросе органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 9 Правил предусмотрена обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства. При этом выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Из содержания данной нормы следует, что градостроительный план земельного участка является одним из документов, которые разрабатываются при подготовке документации по планировке территории.

Градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Данный документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени, в частности информацию о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения как возможность присоединения к существующим сетям.

Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулируя отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в статье 7 устанавливает требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Из содержания части 1 статьи 7 названного Федерального закона следует, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Правила регулируют отношения, которые возникают в процессе определения и предоставления технических условий и не содержат неправомерных требований, адресованных к заявителям.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта позволяют правоприменителю устанавливать обязанность заявителя получать технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, выданные ресурсоснабжающей организацией, как необходимое условие получения градостроительного плана земельного участка, на котором отсутствуют объекты капитального строительства, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Заявитель обращался в суд с требованием о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в выдаче градостроительного плана земельного участка. По делу состоялись судебные постановления. В случае несогласия с ними заявитель вправе обжаловать их в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "Диалог" о признании частично недействующими пунктов 4-9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 г. N АКПИ14-1285


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 марта 2015 г. N АПЛ15-68 настоящее решение оставлено без изменения