Приложение N 4
Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся
2. Требования к структуре АООП НОО для слабовидящих обучающихся | ||
4.1 |
4.2 |
4.3 |
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования. | ||
Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; формирование основных навыков ориентировки в микропространстве; овладение основными навыками ориентировки в макропространстве; формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, представлений; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование; использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения; В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. |
Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы). Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности. Обязательной является организация и создание образовательной среды, включающей учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок; систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств; использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления; доступность учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога); увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их выполнение может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; обеспечение доступности учебной информации для рационального чередования зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся в зависимости от состояния их зрительных функций и уровня развития; применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Обязательным является использование наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования*(1), специальных тифлотехнических и оптических (индивидуальных средств оптической коррекции, электронных луп, дистанционных луп, карманных увеличителей различной кратности и других), средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися. Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства, позволяющие увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители) визуальной информации. Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации: программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экран (Magic); цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix); |
Вариант 4.3 предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы). Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию социальной адаптации обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, развитие всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности. Обязательной является специальная организация образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей и развития слабовидящих обучающихся в разных социальных сферах; учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок; систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств; доступность учебной информации для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); руководство процессом зрительного восприятия, использование упражнений, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления; соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога); использование индивидуальных и фронтальных пособий, объектов и предметов окружающего мира; увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их выполнение может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в зависимости от состояния зрительных функций и уровня развития обучающихся; включение коррекционно-развивающей области, направленной на целенаправленное развитие двигательной активности, координации движений; формирование элементарных навыков ориентировки в микро и макропространстве, пространственных представлений, расширение предметных представлений, коммуникативных навыков, социальную адаптацию. Обязательным является использование наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования*(1), специальных тифлотехнических и оптических (индивидуальных средств оптической коррекции, электронных луп, дистанционных луп, карманных увеличителей различной кратности и других), средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися Организация должна иметь тифлотехнические устройства, позволяющие увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители) визуальной информации. Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации: - программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экран (Magic); - цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; - ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix). |
2.3. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся. | ||
Вариант 4.1. предназначен для образования слабовидящих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению получения НОО. Возможная неуспеваемость слабовидящих обучающихся по учебным предметам "Изобразительное искусство", "Технология" и "Физическая культура" обусловлена особенностями здоровья ребёнка с нарушением зрения и не является основанием для неаттестации обучающегося. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану*(2). В спорных случаях на момент поступления ребёнка в организацию с согласия родителей (законных представителей) следует рекомендовать более сложную образовательную среду, а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то в соответствии с рекомендациями ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 4.2. |
Вариант 4.2. предназначен для слабовидящих обучающихся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития, (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с ориентировкой в пространстве, жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. В спорных случаях на момент поступления ребёнка в организацию с согласия родителей (законных представителей) следует рекомендовать более сложную образовательную среду, а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то в соответствии с рекомендациями ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 4.3 АООП НОО. |
Вариант 4.3 предназначен для образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в школе. Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов освоения АООП НОО обучающимися требуют учёта особых образовательных потребностей и личностных особенностей обучающихся и предполагают: учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение инструкций и формы предъявления; оказание необходимой дозированной помощи. При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При наличии значительных продвижений в освоении АООП НОО может быть поставлен вопрос о переводе слабовидящего обучающегося на обучение по варианту 4.2. |
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса*(3) | ||
Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема*(3). |
Обязательная часть АООП НОО составляет - 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 30% от общего объема. |
|
2.9.3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область | ||
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО*(4). Выделяются дополнительные задачи реализации содержания. Предметная область: Филология. Дополнительные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Преодоление вербализма и формализма речи. Развитие зрительного восприятия, овладение навыком безнаклонного письма. |
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область: Язык и речевая практика. Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту и развитию обучающегося. |
|
Предметная область: Математика и информатика. Дополнительные задачи реализации содержания: Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о сенсорных эталонах, развитие чувства ритма, координации движений, развитие навыков ориентировки в микропространстве. Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. |
Предметная область: Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение основами математики (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другое). Накопление представлений об основных сенсорных эталонах. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. |
|
Предметная область: Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Дополнительные задачи реализации содержания: Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения. |
Предметная область: Естествознание. Основные задачи реализации содержания: Овладение основными знаниями и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Приобретение опыта взаимодействия с миром живой и неживой природы. Преодоление вербализма знаний об окружающем мире. |
|
Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики. Дополнительные задачи реализации содержания: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Формирование нравственных понятий, преодоление негативных черт характера. |
Не предусматривается |
|
Предметная область: Искусство. Дополнительные задачи реализации содержания: Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. |
Предметная область: Искусство. Основные задачи реализации содержания: Накопление первоначальных впечатлений о доступных видах искусств. Формирование простейших эстетических ориентиров ("красиво" и "некрасиво") и их использование в учебной и повседневной жизни. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (пение, рисунок, живопись и другие). |
|
Предметная область: Технология. Дополнительные задачи реализации содержания: Формирование первоначального опыта практической преобразующей деятельности. Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности. Развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. |
Предметная область: Технология. Основные задачи реализации содержания: Овладение умениями и навыками ручного труда. Накопление представлений о различных материалах и их использование в учебно-познавательной и повседневной жизни. Владение первоначальным опытом ручной обработки различных материалов в предметно-практической деятельности, развитие навыков самообслуживания. Развитие компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми умениями и навыками. Овладение первоначальными представлениями о трудовых профессиях. |
|
Предметная область: Физическая культура. Дополнительные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья. |
Предметная область: Физическая культура. Основные задачи реализации содержания: Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья. |
|
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Коррекционно-развивающая работа направлена на: 1) осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; 2) минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; 3) взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Развитие зрительного восприятия"; "Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие коммуникативной деятельности". Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР. Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания: Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Развитие потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Социально-бытовая и пространственная ориентировка". Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР. Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания: Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура" (АФК). Основные задачи реализации содержания: Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Развитие функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана нарушенного зрения. Активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений. Обогащение двигательных умений, совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура" (АФК). Основные задачи реализации содержания: Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Развитие функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана нарушенного зрения. Обогащение двигательных умений, совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
|
Коррекционный курс "Развитие зрительного восприятия". Основные задачи реализации содержания: Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания. Повышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности. Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения. |
Не предусматривается |
|
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка". Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни. |
Коррекционный курс "Социально-бытовая и пространственная ориентировка". Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных навыков пользования бытовыми приборами, навыков самообслуживания, умений организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки, пространственных представлений. |
|
Коррекционный курс "Пространственная ориентировка". Основные задачи реализации содержания: Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. |
Не предусматривается |
|
Коррекционный курс "Развитие коммуникативной деятельности". Основные задачи реализации содержания: Развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащения представлений о себе и своих возможностях; формирование образов окружающих людей; формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта. Развитие межличностной системы координат "слабовидящий - нормально видящий". |
Не предусматривается |
|
2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий*(5): |
Программа формирования базовых учебных действий: |
|
Сформированность универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся определяется на этапе завершения обучения в начальной школе. |
Сформированность базовых учебных действий слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на этапе завершения обучения. |
|
2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов*(6) коррекционно-развивающей области | ||
Разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся и программы формирования универсальных учебных действий. |
Разрабатывается на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП НОО слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы формирования базовых учебных действий. |
|
2.9.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания*(7). |
Программа нравственного развития, воспитания. |
|
Программа духовно-нравственного развития, воспитания должна обеспечивать: формирование целостной образовательной среды (урочная, внеурочная и внешкольная деятельность) с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих; организацию воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения; формирование у слабовидящего обучающегося активной деятельностной позиции, социальной активности; нивелирование негативных качеств характера, личностных проявлений; обогащение нравственных представлений и понятий. |
Программа нравственного развития, воспитания должна обеспечивать: формирование нравственно воспитывающей образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность; личностное и социокультурное развитие слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); организацию системы воспитательных мероприятий, которая обеспечивает обучающимся возможность использования в процессе жизнедеятельности приобретенные знания и умения; нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений; обогащение нравственных представлений. |
|
2.9.8. Программа коррекционной работы*(8). | ||
Программа коррекционной работы должна обеспечивать: 1) осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; 2) минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; 3) взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Программа коррекционной работы должна содержать: систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся в условиях образовательного процесса, включающую их психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения ими АООП НОО, корректировку программы коррекционной работы; перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся и освоение ими АООП НОО; требования к специальным условиям реализации АООП НОО; механизм взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов, психологов, медицинских работников, специалистов других организаций), осуществляющих коррекционные мероприятия в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Программу коррекционной работы, определяющую направленность индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, объем коррекционной поддержки, содержание психолого-медико-педагогического сопровождения разрабатывает образовательная организация с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, в том числе и индивидуальных. |
Программа коррекционной работы предусматривает: 1) реализацию коррекционно-развивающей области, позволяющей слабовидящему обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; сформировать компенсаторные способы деятельности; преодолевать деффицитарность функций; 2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет слабовидящему обучающемуся повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности; 3) мониторинг достижений обучающихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности; 4) взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося. |
Программа коррекционной работы должна обеспечивать: 1) выявление особых образовательных потребностей данной группы обучающихся; 2) реализацию коррекционно-развивающей области; 3) осуществление психологической и медицинской поддержки с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся; 4) мониторинг достижений обучающихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности; 5) корректирование объема, содержания и приемов психолого-медико-педагогической помощи с учетом результатов мониторинга; 6) взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО | ||
Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание |
Должна ориентировать образовательный процесс на |
|
слабовидящих обучающихся; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений слабовидящих, в том числе и итоговую оценку обучающихся, освоивших АООП НОО; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку обучающихся, освоивших АООП НОО. |
нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области; формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области и личностных результатов; предусматривать оценку достижений слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
2.9.10. Программа внеурочной деятельности | ||
При организации внеурочной деятельности обучающихся Организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других. | ||
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, "веселые старты", олимпиады, лагеря, походы, проекты и т.д.*(9) |
Внеурочная деятельность обучающихся организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в формах, доступных для данной группы обучающихся. |
|
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года обучения до 1350 часов. |
Время, отводимое на внеурочную деятельность, не может составлять менее 1680 часов и не более 2380 часов. |
3. Требования к условиям реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся. | ||
4.1 |
4.2 |
4.3 |
3.4. Требования к кадровым условиям. | ||
Организация имеет право включать в штатное расписание специалиста, имеющего соответствующую квалификацию в обслуживании тифлотехнического оборудования. В процессе реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (врач - офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.). При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся. Организация имеет право включать в штатное расписание врача-офтальмолога и сестру-ортоптистку. | ||
3.6. Материально-технические условия*(10) | ||
Требования к организации пространства. Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является: 1. Безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает: безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т.п.); оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.); обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток; обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения; оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и другое). Организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров: 1) уличных ориентиров: стрелочные указатели, показывающие направление, в котором следует идти до указанного на них номера корпуса; номерные указатели устанавливаются на всех зданиях образовательной организации на расстоянии 500 мм от входной двери справа на высоте, удобной для слабовидящих. Номер наносится черной краской на белый фон. Габаритные размеры: 700x500 мм, толщина линий шрифта - 30 мм; цветовые указатели: в случае, когда входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая: верхняя полоса - красного цвета, нижняя полоса - желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола; 2) ориентиров для помещений: таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6-1,7м; таблички рекомендуется выполнять размером 500x150 мм, текс выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии - 10 мм; указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов; поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж; 3) внешние слуховые ориентиры; на переходах через проезжую часть улицы, вблизи организации должны быть установлены звуковые светофоры. Светофоры могут быть двух модификаций: кнопочные и автоматические. 2. Определенного уровня освещенность школьных помещений: требование к уровню освещенности школьных помещений (учебных помещений, классов, кабинетов, спортивного зала, мастерских, комнат отдыха, рекреаций и других) при реализации АООП НОО в организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся; требование к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача- офтальмолога). 3. Доступность образовательной среды, что предполагает: использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям различных групп слабовидящих обучающихся; использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию; наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов; обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися. Организация должна быть оборудована: учебными помещениями (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, для активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности; учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами): | ||
педагогической коррекции, коррекции речевых нарушений, психологической коррекции. |
развития зрительного восприятия и (или) сенсорного развития, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции. |
сенсорного развития, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции. |
Требования к организации рабочего места. Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога). Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
Требования к организации рабочего места. Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога). Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
Требования к организации рабочего места. Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога). Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. |
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для слабовидящих обучающихся предусматривает: 1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих; 2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача- офтальмолога должны быть специально разлинованы; 3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся. Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию. В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски. Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется: - нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7до10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут; индивидуальными рекомендациями врача- офтальмолога. При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. |
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать: 1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих; 2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача- офтальмолога должны быть специально разлинованы; 3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся. Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию. В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски. Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется: - нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7до10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут; индивидуальными рекомендациями врача- офтальмолога. При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. |
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать: 1) специальные учебники, отвечающие зрительным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью) 2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы; 3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью). Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию. В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски. Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствами обучения регламентируется: нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7до10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут; индивидуальными рекомендациями врача- офтальмолога. При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. |
4. Требования к результатам освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся | ||
4.1 |
4.2. |
4.3. |
4.1. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения разными группами слабовидящих обучающихся АООП НОО: | ||
4.2. Личностные результаты освоения АООП НОО | ||
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(11): 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира; 2) формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 3) формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; 4) приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата; ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса; 5) наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения "хорошего ученика" как примера для подражания; 6) формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; 8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 9) формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов. |
Личностные результаты освоения АООП НОО слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию ценностных установок и должны отражать: 1) формирование любви к своей стране, городу; 2) принятие социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности; 3) владение коммуникативными умениями и знаниями основных норм межличностного взаимодействия; 4) развитие эстетических чувств; 5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; 6) знание правил безопасного, здорового образа жизни; 7) развитие интереса к трудовым действиям. |
4.3. Метапредметные результаты освоения АООП НОО | ||
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(12): 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. |
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(12), за исключением: овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. |
Не предусматриваются |
4.4. Предметные результаты освоения АООП НОО | ||
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся предметные результаты должны отражать: Филология Русский язык. Родной язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 6) владение учебными действиями с языковыми единицами и развитие умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 7) развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности; 8) развитие зрительного восприятия для создания графического образа буквы; 9) формирование навыков пространственной ориентировки в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, доске); 10) совершенствование мелких точных координированных действий пальцев руки, развитие зрительно-моторной координации; 11) овладение навыком безнаклонного письма. |
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать: Язык и речевая практика Русский язык: 1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; 2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; 3) развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту и развитию обучающегося, формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 4) овладение грамотой, основами письма и чтения, использование основных речевых форм; 5) овладение обучающимися элементарными коммуникативно-речевыми умениями; 6) использование знаний в области русского языка для решения практических задач; 7) овладение умением составления рассказов по предметным и сюжетным изображениям. |
|
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) освоение специальных умений работы с текстом; осознание значимости чтения для личностного развития; 3) наличие представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам; 4) развитие потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); 5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); 7) наличие умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; 8) повышение уровня речевого развития, использование речи как средства компенсации нарушений развития; 9) формирование стремления к соотнесению слова и его чувственной основы; 10) понимание словесных обозначений сложных пространственных отношений, изобразительных средств языка; 11) нивелирование вербализма и формализма речи; обогащение словарного запаса; 12) овладение специальными приемами работы с текстом. |
Чтение (Литературное чтение): 1) овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами; 2) овладение специальными умениями работы с текстом; 3) формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием, признаком; 4) овладение максимально разборчивой и четкой речью; 5) преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности; 6) формирование умения выбирать с помощью взрослого литературу для чтения. |
|
Иностранный язык: 1) приобретение начальных навыков общения на иностранном языке; 2) освоение правил речевого и неречевого поведения; 3) освоение начальных знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения иностранного языка, расширение словаря; 4) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; 5) закрепление умения соотносить слово и образ; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи. |
Не предусматривается |
|
Математика и информатика: 1) использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, вычисления, записи и выполнения алгоритмов с использованием тифлотехнических средств; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) владение умениями выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, наличие умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, таблицы, схемы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками; 5) овладение пространственными представлениями, умениями и навыками пространственной ориентировки, обеспечивающими освоение математических понятий, умение производить чертежно-измерительные действия, формирование навыков работы с раздаточным материалом; 6) умения и навыки восприятия сенсорных эталонов цвета, формы и величины; 7) развитие чувства ритма, координации движений, способствующих освоению навыков счета, последовательного выполнения арифметических действий; 8) развитие навыков ориентировки в микропространстве (на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, на доске); 9) овладение опытом использования математических представлений в познавательной и учебной деятельности; 10) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. |
Математика. 1) овладение умениями производить простейшие измерения, пересчет и запись полученных результатов; 2) овладение знаниями об основных сенсорных эталонах формы, величины, цвета и умениями их использовать в процессе зрительного восприятия предметов; 3) овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности. |
|
Обществознание и естествознание (Окружающий мир). 1) понимание особой роли России в мировой истории, развитие чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира; 4) освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 5) овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения; 6) освоение доступных способов изучения природы и общества; 7) развитие умений и навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. |
Естествознание. 1) формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; 2) формирование умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы; 4) преодоление вербализма знаний об окружающем мире; 5) овладение способностью использования знаний об окружающем мире в процессе жизнедеятельности; 6) приобретение опыта взаимодействия с миром живой и неживой природы; 7) понимание значения сохранных анализаторов для жизнедеятельности. |
|
Основы религиозных культур и светской этики. 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) овладение первоначальными представлениями об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; 7) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 8) осознание ценности человеческой жизни; формирование нравственных понятий; 9) преодоление негативных черт характера. |
Не предусматривается |
|
Искусство. Изобразительное искусство: 1) овладение первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) овладение основами художественной культуры (в том числе на материале художественной культуры родного края), эстетического отношения к миру; 3) освоение культурной среды, дающей обучающемуся представление об искусстве; 4) понимание красоты как ценности; наличие потребности в художественном творчестве и общении с искусством; 5) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 6) владение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах художественной деятельности, в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись и другие); 7) выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру; 8) развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве и возможности творческого самовыражения; 9) владение умениями и навыками выполнения реалистических изображений. |
Искусство. Рисование: 1) формирование эстетических чувств, умения отличать "красивое" от "некрасивого", высказывать мнения о произведениях искусства ("нравится" - "не нравится"); 2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной деятельности; 3) расширение опыта самовыражения средствами изобразительного искусства. |
|
Музыка: 1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) овладение основами музыкальной культуры (в том числе на материале музыкальной культуры родного края), развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 4) наличие опыта использования музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений в процессе импровизации; 5) умение организовывать свое культурное пространство; 6) развитие опыта самовыражения посредством музыки. |
Музыка: 1) наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических представлений и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни; 2) развитие эмоционального восприятия музыки; 3) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; 4) расширение опыта самовыражения посредством музыки. |
Технология: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний; 2) формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека; 3) сформированность первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 4) формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности; 5) развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми навыками; 6) приобретение навыков самообслуживания; 7) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; 8) усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, технологических и организационных задач; 9) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 10) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных задач. |
Технология: 1) формирование умений работать с отдельными видами материалов; 2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств; 3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов; 4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов; 5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения; 6) развитие компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми умениями и навыками; 7) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека; 8) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач. |
|
Физическая культура. 1) укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; 2) профилактику вторичных нарушений физического развития; 3) сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; 4) овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие); 5) овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие); 6) формирование потребности в занятиях физической культурой. |
Физическая культура 1) профилактику вторичных нарушений физического развития; 2) сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; 3) овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие); 4) овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие); 5) формирование потребности в занятиях физической культурой. |
|
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО: | ||
Требования к результатам программы коррекционной работы должны отражать: 1) овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; 2) овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; 3) повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания; 4) развитие межличностной системы координат "слабовидящий -нормально видящий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения; 5) повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни; 6) повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта. |
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО должны отражать: Коррекционный курс "Ритмика": развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, чувства ритма, двигательных умений и навыков как необходимого условия для уверенного владения своим телом, овладения различными видами предметно-практической деятельности; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой, упражнениями ритмической гимнастики, направленными на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладению элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; повышение потребности в двигательной активности, мобильности; развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов упражнений. |
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО должны отражать: Коррекционный курс "Ритмика": развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений; развитие (коррекция) двигательной активности; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой, упражнениями ритмической гимнастики, направленными на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам; овладение элементами танцев, танцами. |
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура (АФК)": преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере; развитие функциональных возможностей организма; знание упражнений, направленных на укрепление и охрану здоровья, в том числе охрану нарушенного зрения; активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений; обогащение двигательных умений; совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков; совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки, походки; коррекцию навязчивых стереотипных движений; сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие компенсаторных возможностей за счет совершенствования физического развития и двигательной сферы средствами физической культуры. |
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура (АФК)": преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере; развитие функциональных возможностей организма; знание упражнений, направленных на укрепление и охрану здоровья, в том числе охрану нарушенного зрения; активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений; обогащение двигательных умений; совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков; совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки, походки; коррекцию навязчивых стереотипных движений; сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие компенсаторных возможностей за счет совершенствования физического развития и двигательной сферы средствами физической культуры. |
|
Коррекционный курс "Развитие зрительного восприятия": развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций; развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных отношений; развитие восприятия сложных сюжетных рисунков; накопление и обогащение запаса зрительных представлений; развитие способности использования накопленных представлений в учебно-познавательной деятельности; формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; овладение знаниями о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения; формирование навыков охраны и рационального использования нарушенного зрения. |
Не предусматривается |
|
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка": формирование полных представлений о предметах быта, личной гигиены, учебных принадлежностях; овладение способами предметно-практической деятельности; развитие способности использовать сохранные анализаторы, компенсаторные способы деятельности для освоения умений и навыков социально-бытовой ориентировки; владение навыками самообслуживания для решения жизненно важных практических задач; формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. |
Коррекционный курс "Социально-бытовая и пространственная ориентировка": освоение и развитие элементарных умений и навыков социально-бытовой ориентировки, обеспечивающей формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними, организацию собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях; развитие умений и навыков по социально-бытовой ориентировке; овладение навыками личной гигиены, самообслуживания; формирование элементарных умений и навыков пространственной ориентировки в микро и макропространстве; расширение представлений о предметах знакомого пространства; развитие умения использовать при ориентировке информацию сохранных анализаторов; повышение двигательной активности за счет развития элементарных умений и навыков ориентировки в пространстве. |
|
Коррекционный курс "Пространственная ориентировка": овладение умениями самостоятельной пространственной ориентировки в знакомом и незнакомом, замкнутым и свободным пространстве; овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве и макропространстве; развитие пространственного мышления и формирование пространственных представлений; развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве; преодоление неуверенности в овладении пространством; формирование потребности в самостоятельной ориентировке в пространстве. |
Не предусматривается |
|
Коррекционный курс "Развитие коммуникативной деятельности": развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими; обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях, формирование образа другого человека; овладение навыками практического взаимодействия с другими людьми, расширение социальных коммуникаций; развитие межличностной системы координат "слабовидящий - нормально видящий"; формирование социальных, предметных и пространственных представлений; наличие представлений о социальных ролях; развитие вербальных и невербальных средств общения (восприятие, интерпретация, продуцирование); обогащение опыта общения со сверстниками, не имеющими ограничений по состоянию здоровья, и взрослыми. |
Не предусматривается |
|
4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО | ||
Предметом итоговой оценки освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. |
Предметом итоговой оценки освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО является достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы. |
______________________________
*(1) Пункт 26 раздела IV ФГОС НОО.
*(2) Часть 6 статьи 58 пункт 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
*(3) Пункт 15 раздела III ФГОС НОО.
*(4) Пункт 19.3 раздела III ФГОС НОО.
*(5) Пункт 19.4 раздела III ФГОС НОО.
*(6) Пункт 19.5 раздела III ФГОС НОО.
*(7) Пункт 19.6 раздела III ФГОС НОО.
*(8) Пункт 19.8 раздела III ФГОС НОО.
*(9) Пункт 19.10 раздела III ФГОС НОО.
*(10) Пункт 25 раздела IV ФГОС НОО.
*(11) Пункт 10 раздела II ФГОС НОО.
*(12) Пункт 11 раздела II ФГОС НОО. С учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития).