Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259 Об оспаривании ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятого постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст, изменения N 2 ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N 117-ст

Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям ООО "Реклама-Центр", ООО "Рекламно-Производственное Предприятие "Нева-Спорт" о признании недействующими Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст, Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N 117-ст, установил:

постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст принят и введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N 117-ст утверждено для добровольного применения Изменение N 2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - Изменение N 2).

ООО "Реклама-Центр" и ООО "Рекламно-Производственное Предприятие "Нева-Спорт" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующими Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003, а также Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003, ссылаясь на то, что оспариваемые акты не соответствуют статье 12, абзацам шестому и седьмому пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нарушают права и свободы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

В суде представители ООО "Реклама-Центр", ООО "Рекламно-Производственное Предприятие "Нева-Спорт" Миконин А.Г., Циркунова Е.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что с 1 сентября 2011 г. ГОСТ Р 52044-2003 утратил определенность содержания в части обязательности его применения, структурные подразделения МВД России выносят заявителям предписания о демонтаже принадлежащих им рекламных конструкций, поскольку они не соответствуют обязательным требованиям ГОСТ Р 52044-2003.

Представитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Рубцов С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, которые применяются на добровольной основе. Обязательному исполнению подлежат требования ГОСТ Р 52044-2003, содержащиеся в пунктах 6.2 и 6.4, поскольку соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан.

Выслушав объяснения представителей ООО "Реклама-Центр", ООО "Рекламно-Производственное Предприятие "Нева-Спорт" Миконина А.Г., Циркуновой Е.В., Росстандарта Рубцова С.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" был введен в действие в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации", действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Полномочия Госстандарта России на принятие ГОСТ Р 52044-2003 были определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г. N 498 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49).

ГОСТ Р 52044-2003 был официально опубликован ИПК "Издательство стандартов" в 2003 году. Опубликование официальной информации о государственных стандартах осуществлялось Госстандартом России в соответствии с Положением о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100.

Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет стандарт как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2).

Статьями 12 и 15 данного Федерального закона установлены как принцип добровольного применения документов в области стандартизации, так и добровольность применения национального стандарта.

В пункте 1 статьи 46 названного Федерального закона содержатся нормы, которые конкретизируют характер правового регулирования отношений в переходный период. Законодатель провел разграничение между обязательными требованиями и требованиями, применяемыми на добровольной основе.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 указанного Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных данной статьей особенностей изменения в нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" подлежат применению на добровольной основе в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О техническом регулировании".

Изменением N 2 ГОСТ Р 52044-2003 исключена возможность размещения средств наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. При отсутствии такого ограничения могут быть созданы условия, затрудняющие водителям видимость дорожных знаков и светофоров, которые по ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" устанавливаются над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Ссылка на требования ГОСТ Р 52289-2004 включена в Правила дорожного движения Российской Федерации, которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, которые являются нормативным правовым актом и обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Разработка проекта изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 проводилась при соблюдении процедур, предусмотренных положениями статьи 16 Федерального закона "О техническом регулировании", включая публичное обсуждение (уведомление о разработке изменения было размещено на сайте Федерального агентства 22 октября 2008 г., а о завершении публичного обсуждения - 23 декабря 2008 г.). Проект изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 был рассмотрен и одобрен 26 декабря 2008 г. на заседании технического комитета по стандартизации 278 "Безопасность дорожного движения" (НИЦ БДД МВД России).

Основой для разработки Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 послужили исследования и испытания по влиянию рекламных конструкций на психофизиологическое состояние водителей, проведенные в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100. Выводы по указанным исследованиям поступили в Федеральное агентство с письмом Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 24 марта 2009 г. N 13/6-1584.

При таких обстоятельствах представленное суду заключение специалиста "Изучение визуального поведения водителей за рулем" не может рассматриваться как допустимое доказательство, свидетельствующее о необоснованности принятия Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003, которым исключена возможность размещения средств наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 Федерального закона "О техническом регулировании"). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" таким федеральным органом исполнительной власти является Госстандарт, который утверждает национальные стандарты.

Национальные стандарты должны быть доступны заинтересованным лицам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 утверждено Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, которым определено, что официальное опубликование национальных стандартов осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Официальному опубликованию подлежат тексты национальных стандартов - в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (пункты 2 и 3 Положения). Данные требования законодательства о техническом регулировании при опубликовании оспариваемого приказа Росстандартом соблюдены.

Изменение N 2 было опубликовано ФГУП "Стандартинформ" в информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС) N 6-2009.

ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями N 1 и N 2 был переиздан ФГУП "Стандартинформ" в 2009 г.

Измененная редакция пунктов ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями N 1 и N 2 указана по тексту выделенным шрифтом при всех переизданиях стандарта.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативными правовыми актами.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" с 1 сентября 2011 г. нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявления ООО "Реклама-Центр", ООО "Рекламно-Производственное Предприятие "Нева-Спорт" о признании недействующими Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст, Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N 117-ст, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривался ГОСТ Р 52044-2003, касающийся правил размещения рекламы на автодорогах и территориях городских и сельских поселений.

Также проверена законность изменений, принятых к этому акту (Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003). Они введены в действие с 1 сентября 2009 г.

По мнению заявителей, с 1 сентября 2011 г. утрачена определенность в вопросе об обязательности применения данного акта.

Между тем структурные подразделения МВД России выносят предписания о демонтаже рекламных конструкций, ссылаясь на несоблюдение требований этого ГОСТа.

Отклоняя такие доводы, ВС РФ указал следующее.

Нацстандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативными правовыми актами.

Данный ГОСТ был введен в действие до вступления в силу Закона о техрегулировании, который установил принцип добровольного применения как документов в области стандартизации, так и нацстандарта.

При этом законодатель провел разграничение между обязательными требованиями и правилами, применяемыми на добровольной основе.

Оспариваемые Изменения N 2 ГОСТа исключают возможность размещать средства наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

Данные изменения применяются на добровольной основе.

Однако при отсутствии такого ограничения могут быть созданы условия, затрудняющие водителям видимость дорожных знаков и светофоров, которые по ГОСТ Р 52289-2004 устанавливаются над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

При этом ссылка на ГОСТ Р 52289-2004 включена в ПДД, которые являются нормативным правовым актом и обязательны к исполнению.

Разработка проекта оспариваемого изменения проводилась при соблюдении необходимых процедур, включая публичное обсуждение. Основой для них послужили исследования и испытания по влиянию рекламных конструкций на психофизиологическое состояние водителей.

Таким образом, доводы заявителей несостоятельны.


Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259


Текст решения официально опубликован не был