Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Прогресс" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на Строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 424 - км 445, Республика Карелия (номер извещения 0306100000414000116) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Проект государственного контракта Конкурсной документации не содержит условия о порядке предоставления сведений о привлекаемых подрядчиком субподрядных организаций.
2. В проекте государственного контракта Конкурсной документации отсутствуют сведения о лимитах финансирования, вместе с тем в самой Конкурсной документации данные сведения есть.
3. В проекте государственного контракта не установлена ответственность Заказчика, Подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и указан неверный размер неустойки для Подрядчиком обязательств по контракту.
4. В составе Конкурсной документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а именно на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в составе Конкурсной документации не размещены сметы.
5. Заказчик выбрал не верный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме конкурса с ограниченным участием.
6. Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, но не установил перечень такого оборудования требование об объеме в котором участнику закупки необходимо иметь соответствующие материальные ресурсы.
7. Заказчик в Конкурсной документации не установил параметры "эквивалентности" в отношении товаров, указанных в Конкурсной документации.
8. Заказчик в Конкурсной документации установил порядок оценки заявок на участие в Конкурсной документации, не соответствующий Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 233 008 760 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок - 08.12.2014.
1. По мнению Заявителя проект государственного контракта Конкурсной документации не содержит условия о порядке предоставления сведений о привлекаемых подрядчиком субподрядных организаций.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно Конкурсной документации в редакции от 18.11.2014 в проекте государственного контракта Заказчиком не установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в проекте государственного контракта Конкурсной документации обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 22.11.2014 в проект государственного контракта внесены изменения, согласно которым в пункте в 2.6 проекта государственного контракта установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
2. По мнению Заявителя, в проекте государственного контракта Конкурсной документации отсутствуют сведения о лимитах финансирования, вместе с тем в самой Конкурсной документации данные сведения есть.
Согласно пункту 3.2 проекта государственного контракта указано: "Планируемый объем работ, выполняемых Подрядчиком по годам, составляет:
- 2014 г. - _____ тыс. руб. с учетом НДС;
- 2015 г. - _____ тыс. руб. с учетом НДС;
- 2016 г. - _____ тыс. руб. с учетом НДС;
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом "О федеральной бюджете на 2013г. и плановый период 2014 и 2015 годов" и "Перечнем объектов автомобильных дорог федерального значения, в отношении которых заключаются долгосрочные государственные контракты, в целях их строительства и реконструкции")".
Согласно пункту 4.2 Конкурсной документации установлено: "Планируемые объемы бюджетных ассигнований по годам составляют:
- 2014 г. - 53 538 460,00 руб., с учетом НДС
- 2015 г. - 193 552 400,00 руб., с учетом НДС
- 2016 г. - 2 985 917 900,00 руб., с учетом НДС
(лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов")."
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что указанные показатели, как и "общая стоимость работ по Контракту" будут внесены после определения победителя Конкурса с учетом его предложения о цене контракта на стадии заключения государственного контракта.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать в проекте контракта сведения о лимитах бюджетных обязательств.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно отсутствуют сведения о лимитах финансирования, хотя в самой Конкурсной документации данные сведения есть, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Согласно пункту 11.4 государственного контракта: "Подрядчик при нарушении Контрактных обязательств уплачивает Заказчику: - за нарушение сроков предоставления рабочей документации и проектов производства работ, предусмотренных пунктом 6.2 Контракта - неустойку (пени) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства от цены контракта; - за несвоевременное освобождение строительной площадки от принадлежащего ему имущества - неустойку (пени) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства от цены контракта; - за нарушение подрядчиком сроков начала и окончания выполнения работ по Объекту - неустойку (пени) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства от цены контракта; - за нарушение подрядчиком сроков выполнения отдельных видов работ (в соответствии с Ведомостью объемов и стоимости работ), указанных в календарном графике - неустойку (пени) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства от цены контракта;".
В пункте 11.4 проекта государственного контракта Заказчиком установлено "- за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение требований ВСН 37-84 "Инструкция по организации движения и ограждению мест производства работ" при выполнении работ - штраф в размере _____ рублей, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063, за каждый случай нарушения; - за нарушение Подрядчиком установленных Заказчиком сроков для устранения дефектов, выявленных на Объекте в период гарантийного срока - неустойку (пени) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства от цены контракта; - за неисполнение или ненадлежащее выполнение Подрядчиком требований, предусмотренных пунктами 8.4, 8.5, 8.6, 8.8, 8.21, 8.22, 8.23, 8.24, 8.25, 13.3, 13.6 Контракта - штраф в размере _____ рублей, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063, за каждый случай нарушения".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заявителя нарушают часть 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 22.11.2014 в проект контракта Конкурсной документации внесены изменения в части установления соответствующих требованиям Правил размеров штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
4. В составе Конкурсной документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а именно на Официальном сайте в составе Конкурсной документации не размещены сметы.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что сметная часть документация не размещена на Официальном сайте в полном объеме в связи с техническими ошибками.
Таким образом, действия Заказчика не разместившего на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение устранено Заказчиком путем размещения 22.11.2014 на Официальном сайте проектно-сметной документации.
5. Заказчик выбрал неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который включает, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно Конкурсной документации предметом Конкурса является "Выполнение работ по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 424 - км 445, Республика Карелия".
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что работы по строительству объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 424 - км 445, Республика Карелия", относятся к работам по строительству, особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог.
Таким образом, действия Заказчика выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса с ограниченным участием, нарушают часть 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Заказчиком в Конкурсной документации не установлено надлежащим образом требование о наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчик Конкурсной документации надлежащим образом не установил требование о наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов.
Таким образом, не установив надлежащим образом, в Конкурсной документации требование о наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов нарушил часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Заказчик в Конкурсной документации не установил параметры "эквивалентности" в отношении товаров, указанных в Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии, представители заказчика пояснили, что описание объекта закупки, представленное заказчиком в пункте 3.2 Конкурсной документации "Описание объекта закупки" соответствует Закону о контрактной системе, которое предъявляет требования именно к описанию объекта закупки Заказчиком, так как не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам. Положение изложенное в пункте 10.2.4 Конкурсной документации является частью пункта 10.2 Конкурсной документации "Требования к описанию участниками конкурса предложения о качестве работ" и разъясняет участнику, что в случае упоминания товарных знаков в проектной документации следует считать их как пример не обязательный для применения.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Заказчик в Конкурсной документации установил порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствующий Закону о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: Стоимостной критерий оценки: цена контракта 60; Нестоимостной критерий оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки 40.
По указанному критерию установлена следующая шкала: "Оценка заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок". Показателем нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" является качество товаров (качество работ, качество услуг. Для оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Рейтинг, присуждаемый заявке, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Шкала предельных величин значимости показателя "качество товаров (качество работ, качество услуг)".
Показатель |
Содержание показателя |
Значения показателя |
баллы |
качество товаров (качество работ, качество услуг) |
описание выполняемых работ (предложение по качеству) и его соответствие требованиям ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 3 к документации), проектно-сметной документации (Приложение N 5 к документации), требованиям нормативно-технической документации (Приложение N 6 к проекту контракта). |
не обосновано |
0 |
частично обосновано |
40 |
||
обосновано |
100 |
В рамках показателя оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника открытого конкурса выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, которые изложены в настоящей документации, а именно наличие в заявке участника открытого конкурса развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе: цель работы, описание последовательности и порядка выполнения работ, использование научных подходов, инновационных технологий, полнота учета нормативно-технических требований, установленных ведомостью объемов и стоимостью работ (Приложение N 3 к документации), проектно-сметной документацией (Приложение N 5 к документации) и нормативно-технической документацией (Приложение N 6 к проекту контракта), степень детализации и проработанности организационно-технических предложений, с учётом технических требований документации, методологии (принципы, методы и способы) выполнения работ, обоснованности необходимых для выполнения работ трудовых и финансовых ресурсов, методов контроля качества выполнения работ, мер, обеспечивающих надлежащее качество используемых строительных материалов, конструкций, изделий, наличие сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2011, наличие аттестованной лаборатории качества. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость."
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Заказчика устранено путем внесения изменений в Конкурсную документацию 22.11.2014 размещенную на Официальном сайте.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Прогресс" обоснованной в части не установления в проекте государственного контракта обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта; не установления заказчиком соответствующих требованиям Правил размеров штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом; не размещения Заказчиком на Официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме; неправомерного выбора Заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса с ограниченным участием; не установления надлежащим образом требований предъявляемых к участникам закупки не установления в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8, статьи 34, частей 2, 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 24.11.2014 N К-1721/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2014 г. N К-1721/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был