Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

II. Механизм приведения отдельных разделов действующих ФГОС ВО в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами

II. Механизм приведения отдельных разделов
действующих ФГОС ВО в соответствие с утвержденными
профессиональными стандартами

 

С учетом ПС подлежат актуализации следующие разделы действующих ФГОС ВО:

характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и (или) задач профессиональной деятельности;

требования к результатам освоения основных образовательных программ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии как в части подготовки к профессиональной деятельности, так в части требований к общему развитию личности.

Процесс перевода требований (сведений) ПС во ФГОС ВО состоит из нескольких этапов.

1. Выбор ПС, который(е) необходимо использовать при разработке ФГОС ВО.

Разработчик ФГОС ВО самостоятельно отбирает ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС ВО характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу.

Отбор ПС осуществляется на основе анализа:

вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС;

уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации), учитывая их следующие соотношения:

 

Уровень высшего профессионального образования

Уровень квалификации

бакалавриат***

не ниже 6 уровня

магистратура, специалитет

не ниже 7 уровня

подготовка кадров высшей квалификации

не ниже 8 уровня

 

Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования которых учтены во ФГОС ВО, вносится в раздел "Область профессиональной деятельности".

2. Актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника, содержащейся во ФГОС ВО.

Описание области профессиональной деятельности.

В ПС понятие "область профессиональной деятельности" не применяется.

Необходимые изменения в описание области профессиональной деятельности вносятся по результатам анализа информации, содержащейся в графе раздела I "Группа занятий" и графе раздела I "Отнесение к видам экономической деятельности".

Области профессиональной деятельности выпускников по преемственным направлениям подготовки различных уровней профессионального образования должны быть описаны единообразно вне зависимости от уровня профессионального образования.

Описание объектов профессиональной деятельности.

В ПС понятие "объект профессиональной деятельности" не применяется.

При определении и/или корректировке перечня объектов профессиональной деятельности в ФГОС ВО необходимо проанализировать информацию из разделов II. "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" и III. "Характеристика обобщенных трудовых функций", выделив в них наиболее значимые объекты профессиональной деятельности.

Описание видов профессиональной деятельности.

Понятие "вид профессиональной деятельности" в ПС и во ФГОС ВО имеет различное содержание.

При корректировке раздела в части описания профессиональных задач, к которым готовится выпускник, рекомендуется учитывать требования ПС, обращаясь к формулировкам трудовых функций всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для разработки ФГОС.

3. Актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ.

Результаты освоения основных образовательных программ во ФГОС ВО представлены в формате общекультурных (универсальных) и профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций.

Актуализация общекультурных (универсальных) компетенций.

Результаты освоения основных образовательных программ являются исходными характеристиками, применяемыми при разработке основных образовательных программ. Основные образовательные программы, разработанные на основе действующих ФГОС ВО, уже реализуются, и при внесении значительных изменений в описание результатов освоения основных образовательных программ разработчик должен самостоятельно установить требования по поэтапности введения данной нормы ФГОС ВО. Внесение указанных изменений во ФГОС ВО не может повлечь за собой ухудшение положения обучающихся по отношению к осваиваемой ими основной образовательной программе (необходимость самостоятельного освоения дополнительных разделов и тем, введение дополнительных дисциплин (модулей) в базовую часть ФГОС ВО, существенное изменение трудоемкости дисциплин (модулей) и т.п.).

С целью сохранения методологического единства ФГОС ВО определенного уровня образования, изменения в общекультурные (универсальные) компетенции вносятся единообразно, по обоснованным предложениям разработчиков ФГОС ВО.

Предложения об актуализации общекультурных компетенций (при наличии во ФГОС ВО общекультурных компетенций) вносятся разработчиком ФГОС ВО с учетом описания умений в трудовых функциях. При этом необходимо соблюдать требования, отраженные в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н) и, при необходимости, требований к личностным характеристикам специалиста, содержащимся в ПС.

При внесении во ФГОС ВО предложений по изменениям в общекультурных компетенциях (изменение их количества, изменение формулировок) разработчик ФГОС ВО прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование общекультурной компетенции (общекультурных компетенций), содержание требования ПС, уточненную формулировку общекультурной компетенции. Рекомендуется при уточнении формулировок общекультурных компетенций учитывать Дублинские дескрипторы.

В отличие от содержащихся в ранней редакции ФГОС ВО общекультурных компетенций универсальные компетенции в новой редакции ФГОС ВО высшего образования являются едиными для каждого из уровней высшего образования и сформулированы с учетом преемственности и различий уровней ВО.

Универсальные компетенции установлены единым перечнем для всех направлений подготовки (специальностей) каждого из уровней высшего образования.

Внесение изменений в формулировки универсальных компетенций разработчиками отдельных ФГОС ВО не допускается.

Вместе с тем разработчику ФГОС ВО необходимо провести анализ личностных характеристик специалиста, содержащихся в ПС (на уровне требований к необходимым умениям), а также требований, отраженных в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н). В случае выявления требований к личностным характеристикам специалиста, существенно отличающихся от содержащихся во ФГОС ВО универсальных компетенций (с учетом уровня высшего образования), или значимых расхождений универсальных компетенций с требованиями к уровням квалификаций разработчик вправе обосновать и внести предложение о включении во ФГОС ВО дополнительной универсальной компетенции или об изменении существующей универсальной компетенции.

Актуализация профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций.

Для актуализации перечня профессиональных компетенций необходимо:

проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции;

определить (сформулировать) компетенции, обеспечивающие возможность реализации трудовых функций.

При актуализации профессиональных компетенций рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках ПС описывают деятельность и реализуются с большей эффективностью по мере увеличения трудового опыта.

Корректировка профессиональных компетенций ФГОС ВО с учетом требований профессиональных стандартов в большинстве случаев не может проводиться прямым перенесением или однозначным соотнесением их с трудовыми функциями ПС. При актуализации перечня профессиональных компетенций разработчикам ФГОС ВО необходимо учитывать два ограничения: 1) требования к образовательным результатам ФГОС ВО по определению формулируются шире, чем требования отдельных профессиональных стандартов, и 2) при учете требований ПС необходимо анализировать описанные трудовые функции в совокупности с квалификационными характеристиками (необходимыми знаниями и умениями).

Таким образом, рекомендуется при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО.

При внесении во ФГОС ВО изменений в профессиональные компетенции (изменение их количества, изменение формулировок, изменение категории профессиональной компетенции) разработчик ФГОС ВО прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование компетенции (компетенций) (действующий ФГОС), обобщенную трудовую функцию (ПС), трудовые функции (ПС), уточненную формулировку профессиональной компетенции.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.