Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2015 г. N ГД-3-3/743 "Об исчислении налогов при переходе с УСН на общий режим налогообложения"

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о применении вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком, перешедшим с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, и сообщает следующее.

На основании пункта 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были включены в расходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. При этом пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов.

Таким образом, при переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы НДС по товарам, приобретенным как для перепродажи, так и для использования в производственной деятельности, но не использованным в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, в случае использования этих товаров для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом право на указанные вычеты возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором данный налогоплательщик перешел с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

Таким образом, а также принимая во внимание норму пункта 2 статьи 173 Кодекса, указанным правом налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникает право на налоговые вычеты.

Что касается объектов основных средств, то согласно пункту 3 статьи 346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются в состав расходов при определении объекта налогообложения с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Таким образом, до момента ввода объектов основных средств в эксплуатацию, расходы на приобретение этих объектов не включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по над логу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При этом порядок применения вычетов по НДС, относящегося к основным средствам, ранее принятым в состав расходов при применении упрощенной системы налогообложения с учетом этого налога, Кодексом не предусмотрен.

В этой связи налог на добавленную стоимость, относящийся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения, к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, не принимается.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные им при приобретении, учитываются ими в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные покупателям (в том числе, индивидуальным предпринимателям), применяющим упрощенную систему налогообложения, при приобретении ими товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости покупок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного НДС, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Учитывая изложенное, при реализации индивидуальным предпринимателем, перешедшим с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, недвижимого имущества, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 Кодекса.

Кроме того, при переходе на общий режим налогообложения у указанных налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии со статьей 221 Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации амортизируемого имущества налогоплательщики вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса.

Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации (пункт 1 статьи 257 Кодекса).

При этом следует иметь в виду, что по объектам основных средств за период их использования в предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения, амортизация не начисляется.

В связи с этим если объект недвижимости, реализованный в период применения упрощенной системы налогообложения, приобретен в период применения упрощенной системы налогообложения, то, поскольку его стоимость полностью учтена в период применения данной системы налогообложения в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса, остаточная стоимость такого объекта недвижимости в целях применения пункта 4 статьи 346.13 Кодекса не определяется.

В этом случае при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, индивидуальный предприниматель может уменьшить доходы от реализации недвижимого имущества, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения, на профессиональный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в виде расходов на приобретение этого имущества, которые не были учтены в период применения упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, по мнению ФНС России, индивидуальный предприниматель, который приобрел недвижимое имущество в период применения УСН с объектом в виде доходов и поэтому не учитывал каких-либо расходов при налогообложении, при переходе на общий режим налогообложения и реализации указанного имущества вправе при исчислении НДФЛ принять в составе профессионального налогового вычета всю сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение недвижимого имущества, в том числе предъявленную ему при приобретении сумму НДС.

 

Действительный
государственный советник РФ
3-го класса

Д.Ю. Григоренко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рассмотрен вопрос об уплате ИП налогов при переходе с УСН на общий режим.

Так, суммы НДС по товарам, приобретенным как для перепродажи, так и для производства, но не использованным в рамках УСН, принимаются к вычету, если продукция применяется для облагаемых операций.

Право на вычеты возникает в том налоговом периоде, в котором совершен переход на общий режим.

НДС, относящийся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, к вычету не принимается.

Однако следует учитывать следующее правило. При приобретении товаров (работ, услуг), в т. ч. основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС, предъявленные суммы учитываются в стоимости объектов.

При реализации недвижимого имущества, приобретенного в период применения УСН, налоговая база по НДС определяется по следующему правилу. Если оно учтено по стоимости с уплаченным налогом, то база рассчитывается как разница между ценой вещи, с учетом налога, акцизов, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Относительно НДФЛ указано следующее. ИП, который приобрел недвижимость в период применения УСН с объектом "доходы" и поэтому не учитывал каких-либо расходов, при переходе на общий режим и реализации вещи вправе при исчислении НДФЛ принять в составе профессионального вычета всю сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение имущества, в т. ч. предъявленный НДС.


Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2015 г. N ГД-3-3/743 "Об исчислении налогов при переходе с УСН на общий режим налогообложения"


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10 - 16 марта 2015 г. N 10