Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2015 г. N К-167/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2015 г. N К-167/15
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СтройИнвест" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения"Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 271+000 - км 286+000 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 271+000 - км 286+000 (право), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 309+000 - км 319+000 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 309+000 - км 319+000 (право), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 333+000 - км 340+660 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 333+000 - км 340+660 (право), Владимирская область (номер извещения 0348100006014000130) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Установленные Заказчиком в Конкурсной документации показатели по нестоимостному критерию оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяют оценить качественные характеристики выполнения работ, что противоречит Закону о контрактной системе;

2. Установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям не соответствует Закону о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 05.03.2015 на 10.03.2015.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.12.2014;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 981 733 734 рублей;

4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;

6) победителем Конкурса признано ЗАО "СМУ-Дондорстрой" с предложением о цене контракта 963 375 313 рублей.

1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели: "строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение работ; расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту; расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса".

По мнению Заявителя, установленные Заказчиком в Конкурсной документации показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а именно "Строительный генеральный план", "График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования", "График движения рабочих кадров по объекту", "График движения основных строительных машин по объекту", "Расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту", "Расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту", не относятся к показателям, определяющим качество выполнения работ.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в Конкурсной документации установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие о том, что установленные в Конкурсной документации показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям не соответствует Закону о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:

1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;

2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 15%.

3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 25%.

По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели: "строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение работ; расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту; расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса".

Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, например, по показателю "Расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту":

0 баллов - не предоставление информации; - информация представлена без привязки к объекту; - выявление несоответствия при сопоставлении представленной информации с проектной документацией, со Сводом правил СП 48.13330.2011; - предоставление информации не в полном объеме, т.е. предоставление частичного расчета машин и механизмов;

10 баллов - представление информация в полном объеме, в полном соответствии предмету закупки и составу проектной документации, а также нормам Свода правил СП 48.13330.2011.

По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели: "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".

По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" оцениваются "Сведения о наличии у участника открытого конкурса автотранспорта, строительной техники, оборудования и иных основных средств, необходимых для выполнения работ, согласно проектной документации. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - паспорта транспортных средств и/или договоры аренды, договоры финансовой аренды (лизинг)".

Количество баллов выставляется в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки, а именно:

0 баллов - При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса; - необеспеченность;

100 баллов - достаточная обеспеченность.

По показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается "Сведения о наличии у участника открытого конкурса необходимого инженерно-технического персонала. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - трудовые книжки; - дипломы, дипломы о профессиональной переподготовке, аттестаты, свидетельства, иные документы".

Количество баллов выставляется в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки, а именно:

0 баллов - При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса; - необеспеченность;

100 баллов - достаточная обеспеченность.

При этом, пунктом 15.9.2 Конкурсной документации установлено, что уровень потребности ресурсов определяется ведомостью ресурсов, входящей в состав проектной документации. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в составе Конкурсной документации отсутствует ведомость ресурсов, в соответствии с которой участнику закупки необходимо заполнить заявку на участие в Конкурсе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Так в соответствии с разделом 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации "Заявка должна содержать документы и информацию, указанные в пункте 5.1 настоящего раздела. Предлагаемые участником пояснительная записка с предложением о качестве работ должна соответствовать нормам условиями Проектных документаций (Приложение N 5 к Конкурсной документации), условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N 2 к Конкурсной документации), а также требованиям нормативно-технической документации согласно Приложению N 3 к Конкурсной документации, требованиями законодательных актов Российской Федерации, с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N 4 к Конкурсной документации)".

В соответствии с пунктом 5.1.7 раздела 5 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации "Участник открытого конкурса описывает выполняемые работы в соответствии с условиями Проектных документаций (Приложение N 5 к Конкурсной документации), с условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N 2 к Конкурсной документации), а также требованиями нормативно-технической документации согласно Приложению N 3 к Конкурсной документации, требованиями законодательных актов Российской Федерации, с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N 4 к Конкурсной документации).

Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить в том числе, исчерпывающий перечень работ, производственных мощностей, технологического оборудования, рабочих кадров, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также невозможно установить, где именно в проектной документации, входящей в состав Конкурсной документации содержится указанная информация. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ, производственных мощностей, технологического оборудования, рабочих кадров, подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика (далее - Конкурсная комиссия).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком в Конкурсной документации инструкция по заполнению заявки, не позволяет определить в соответствии с какими документами предоставляется информация участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе, подлежащая оценке Конкурсной комиссией.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе, входит показатель "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" в соответствии с которым оценивается "Опыт успешного выполнения участником открытого конкурса за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, работ сопоставимого характера и объема в качестве генерального подрядчика и/или субподрядчика, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса:- государственных контрактов, договоров подряда; - оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" не позволяет оценить опыт участника закупки в связи с тем, что в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно пункту 7.3 раздела 7 "Требования к участникам открытого конкурса" Конкурсной документации установлено "В случае, если подрядчик привлекает к исполнению Контракта субподрядчиков, то такие субподрядчики должны быть из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. Стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".

Пунктом 8.32 раздела 8 "Обязательства и права подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. При этом стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".

В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком положения в пункте 7.3 раздела 7 "Требования к участникам открытого конкурса" и пункте 8.32 раздела 8 "Обязательства и права подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации противоречат друг другу.

Кроме того, установленное Заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства должно устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации требование о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:

1. Признать жалобу ООО "СтройИнвест" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации порядка оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям, не соответствующего Закону о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30,

пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 10.03.2015 N К-167/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2015 г. N К-167/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"


Текст решения официально опубликован не был