Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. N 08-444 "О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования"

 

Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N ОГ-П12-5408 и протокола заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (пункт 2 подраздела б) раздела 2 протокола N 6 от 31 августа 2012 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе по использованию концессионных соглашений в дошкольном образовании как механизма частно-государственного партнерства. Данные методические рекомендации составлены по итогам реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования "Разработка и апробация методического обеспечения внедрения системы частно-государственного партнерства (ЧГП) в образовании, включая предложения по нормативному правовому обеспечению ее внедрения (для дошкольного, общего, дополнительного образования)".

Приложение: на 39 л.

 

Директор Департамента

Е.Л. Низиенко

 

Рекомендации
по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе по использованию концессионных соглашений в дошкольном образовании как механизма частно-государственного партнерства

 

Чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых.

Частно-государственное партнерство (далее - ЧГП) - форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги. Характерные черты ЧГП:

- долгосрочный характер отношений;

- объединение ресурсов под достижение конкретного результата;

- распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнером.

 

I. Опыт субъектов Российской Федерации в применении механизмов частно-государственного партнерства с целью развития системы дошкольного образования

 

Субъекты Российской Федерации сообщают о применении таких механизмов частно-государственного партнерства, как создание попечительских и управляющих советов, аутсорсинг, концессионные соглашения, соглашения о сотрудничестве.

Попечительские советы и управляющие советы дошкольных образовательных учреждений позволяют включить в управление образовательным учреждением представителей разных заинтересованных групп - государства (в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества). По состоянию на 1 января 2012 г. попечительские советы были созданы в 243 ДОУ Удмуртской Республики (30% от всех учреждений дошкольного образования); в 60 ДОУ Псковской области (33,9%), в 161 ДОУ (40,3%) Хабаровского края; в 141 ДОУ Ростовской области (11%); в ДОУ Белгородской, Курской, Мурманской, Челябинской областей, Краснодарского, Забайкальского и Камчатского краев, других субъектов Российской Федерации.

Аутсорсинг предусматривает привлечение внешних исполнителей для исполнения функций, не связанных с непосредственной организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Внешние исполнители привлекаются на основании гражданско-правовых договоров. В субъектах Российской Федерации наиболее распространенными формами аутсорсинга являются передача функций по медицинскому обслуживанию детей в ДОУ; обслуживание, содержание и ремонт зданий, оборудование в них систем безопасности; обеспечение оборудованием, учебно-наглядными пособиями, мебелью, техникой (Удмуртская Республика, Белгородская, Брянская, Омская, Пензенская, Псковская области и другие субъекты Российской Федерации).

Заключая концессионные соглашения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления предоставляют здания дошкольных учреждений, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, частным инвесторам-концессионерам - для реконструкции и организации дошкольного образования в течение времени, установленного данным соглашением. Опыт передачи зданий дошкольных учреждений (как правило, требующих реконструкции, на которую не хватает муниципальных средств) в концессию есть в Пермском крае, организационные механизмы привлечения концессий разрабатываются в настоящее время в Краснодарском и Забайкальском краях.

Такая форма частно-государственного партнерства, как заключение соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданско-правовых обязательств), применяется, например, в Калужской области. В Медынском районе Калужской области построены два современных здания детских садов, в г. Таруса в настоящее время ведется строительство еще одного ДОУ, при этом полномочия и обязанности по строительству между органами местного самоуправления и частными инвесторами распределялись гибко, на основе доброй воли сторон, в соответствии с основной деятельностью и ресурсами, которыми располагали стороны. В рамках частно-государственного партнерства правительство Красноярского края и ОАО "ГМК "Норильский никель" обеспечивают реализацию соглашения о сотрудничестве, предусматривающего строительство в г. Норильске трех детских садов на 660 мест, в том числе двух детских садов за счет средств "Норильского никеля", одного детского сада - за счет средств бюджета Красноярского края. Созданные новые места в ДОУ позволят полностью удовлетворить потребность в дошкольном образовании для детей работников "Норильского никеля".

Интересный опыт организации частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования есть в Самарской области. В городском округе Самара в рамках соглашения о сотрудничестве между городской администрацией и строительными компаниями развивается сеть негосударственных дошкольных учреждений, можно привести опыт Самарской области и городского округа Самара, где реализуется проект "Билдинг-сад". В условиях плотной жилой застройки в Самаре при проектировании и строительстве многоквартирного жилого дома застройщики (по договоренности с органами местного самоуправления или негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями) включают в проект помещение площадью от 200 кв. метров на первом этаже здания, чтобы в дальнейшем оборудовать там комнаты для детских групп численностью от 25 человек. При этом проектируемое помещение для размещения группы (нескольких групп) для детей дошкольного возраста соответствует строительным и санитарным нормативам, предъявляемым к ДОУ.

Данное помещение может быть предоставлено застройщиком в собственность муниципалитета на безвозмездной или возмездной основе (в том числе с привлечением механизмов "обратной аренды", разработанных Внешэкономбанком), может быть продано или сдано в аренду организациям или частным лицам.

В Самаре при активной поддержке из городского бюджета в течение ноября 2011 года - марта 2012 года за счет развития на первых этажах новостроек частных детских садов удалось "закрыть очередь" более чем для 1,5 тыс. детей. По аналогии на первых этажах офисных зданий можно создавать корпоративные детские сады. Это выгодно для крупных компаний с точки зрения создания "социального пакета" для своих сотрудников.

Проект "Билдинг-сад" поддержан Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, которое способствует его распространению в других субъектах Российской Федерации (например, в Республике Саха (Якутия), в Московской области).

II. Концессионные соглашения в образовании как механизм частно-государственного партнерства

 

Концессионное соглашение является одним из наиболее продуктивных механизмов частно-государственного партнёрства в сфере дошкольного образования. Отношения сторон концессионного соглашения регулируются нормативными правовыми актами федерального уровня, в первую очередь - Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях, Закон). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе только принимать решения о заключении конкретных концессионных соглашений в отношении объектов образования своего уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение - это соглашение, по которому одна из сторон - концессионер - обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения) и осуществлять с использованием (эксплуатацией) этого недвижимого имущества деятельность, определенную концессионным соглашением, в течение времени, установленного данным соглашением. Другая сторона концессионного соглашения - концедент - является и будет являться собственником создаваемого и (или) реконструируемого имущества и предоставляет это имущество или объект концессионного соглашения концессионеру #оглашению одна сторона обязуется этим соглашением имущество (или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концедент - это Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица.

По концессионному соглашению помимо объекта соглашения концедент вправе передать во владение и пользование концессионера иное принадлежащее концеденту на праве собственности имущество, которое образует единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначено для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной этим соглашением. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым оборудованием, иному улучшению такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

В соответствии со статьей 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения могут быть, в ряду других, объекты образования, в том числе дошкольные образовательные учреждения, а также объекты культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

Согласно статье 10 Закона концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

- обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;

- обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- срок действия концессионного соглашения;

- описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

- срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;

- порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

- цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

- способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

- размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона;

- порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения;

- иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

Расходы на исполнение обязательств концессионера по концессионному соглашению, как правило, несет сам концессионер. В этом и состоит смысл концессионного соглашения - привлечь инвестиции, которые будут осуществлены в рамках концессионного соглашения.

Однако, Закон о концессионных соглашениях дает концеденту право:

- принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения;

- предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации регламентировано статьей 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий - статьей 117 данного Кодекса.

Согласно статье 7 Закона концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов образования, право собственности на которые принадлежит субъекту Российской Федерации, принимает соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации; в отношении объектов образования, находящихся в муниципальной собственности, решение принимает соответствующий орган местного самоуправления.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право его заключения, либо, в отдельных, предусмотренных Законом случаях, без проведения конкурса

Решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются:

1) условия концессионного соглашения (далее - условия конкурса);

2) критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

3) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс);

4) перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе (в случае проведения закрытого конкурса);

5) срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в сети "Интернет" сообщения о проведении открытого конкурса или в случае проведения закрытого конкурса срок направления сообщения о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе определенным решением о заключении концессионного соглашения лицам;

6) орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации; на создание конкурсной комиссии по проведению конкурса, утверждение персонального состава конкурсной комиссии.

Если принимается решение о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, то оно должно устанавливать условия концессионного соглашения, порядок его заключения и требования к концессионеру.

Концессионное соглашение заключается без проведения конкурса в случаях:

- когда по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлена только одна заявка, в силу чего конкурс объявлен несостоявшимся, но при этом заявитель и представленная им заявка соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;

- когда конкурсной комиссией признано соответствующей требованиям конкурсной документации только одно конкурсное предложение, в силу чего конкурс объявлен несостоявшимся.

В конкурсной документации, в частности, должно содержаться:

- описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

- дополнительные требования к участникам конкурса, среди которых прямо названы требования к квалификации участников конкурса, их профессиональным и деловым качествам;

- если одним из критериев конкурса является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения, то должны быть установлены требования к представлению участником конкурса такого конкурсного предложения, которое содержит архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения.

В качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям;

3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения;

4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением;

6) размер концессионной платы (в случае, если она предусматривается);

7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Важно то, что статья 24 Закона не предусматривает возможность установления в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Объем инвестиций также не является обязательным условием концессионного соглашения (объем инвестиций может быть указан, а может быть и не указан в соглашении).

Особенности концессионного соглашения в отношении объектов образования:

- объекты концессионного соглашения в сфере образования - это здания, сооружения и другая недвижимость образовательных учреждений;

- учредитель должен обосновать, что данное недвижимое имущество является у образовательного учреждения излишним, или неиспользуемым либо используемым не по назначению и принять решение о его изъятии. Учреждение имеет право оспорить в суде данное решение учредителя;

- у концессионера должна быть (или должна быть получена) образовательная лицензия или такая образовательная лицензия должна быть у привлекаемых концессионером для его реализации третьих лиц (или такая лицензия должна быть ими получена);

- концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, установленных соглашением, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта соглашения, в формах и размере в соответствии с решением концедента о заключении соглашения (п. 95 Типового концессионного соглашения в отношении объектов образования);

- способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по соглашению: предоставление безотзывной банковской гарантии; передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита); страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению.

Типовое концессионное соглашение в отношении объектов образования (прилагается) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 671. В этом типовом соглашении указано, что концессионер обязуется за свой счет создать, создать и реконструировать, или реконструировать объект соглашения и осуществлять конкретный вид образовательной деятельности с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной образовательной деятельности.

Приложение 1

 

Проект Решения о заключении концессионного соглашения

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(Правительства субъекта Российской Федерации,
Администрации муниципального образования)
от ____________ (месяц) 201_ г. N ______

 

О заключении концессионного соглашения

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в целях привлечения внебюджетных инвестиций и эффективного использования находящегося в собственности (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) имущества (Правительство субъекта Российской Федерации, Администрация муниципального образования) постановляет:

1. Согласиться с предложением Министерства (комитета, отдела) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о проведении в 201_ г. конкурса на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию (описание, в том числе технико-экономические показатели, здания (строения, сооружения) ((вариант - и (или) создание (описание, в том числе технико-экономические показатели, здания (строения, сооружения)), расположенного по адресу: (адрес) (далее - объект концессионного соглашения) и осуществление концессионером (указать конкретный вид образовательной деятельности).

2. Принять к сведению, что:

2.1. Здание (строение, сооружение) в составе объекта концессионного соглашения, подлежащее реконструкции, и иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и/или предназначенное для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, находятся в собственности (субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Функциональное назначение объекта изменению не подлежит.

2.2. Здание (строение, сооружение) в составе объекта концессионного соглашения, подлежащее созданию, будет принадлежать (субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию) на праве собственности. Создание здания (строения, сооружения) подлежит согласованию с собственником.

2.3. Объект концессионного соглашения расположен на земельном участке площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________.

Указанный земельный участок находится в собственности (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

3. Установить, что полномочия концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения от имени (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), собственника объекта концессионного соглашения - осуществляет Министерство (комитет, отдел) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

4. Министерству (комитету, отделу) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования):

4.1. Разработать и утвердить конкурсную документацию по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - конкурс), а также утвердить персональный состав конкурсной комиссии.

4.2. Опубликовать в официальном издании, разместить на официальном сайте в сети "Интернет" (Правительства субъекта Российской Федерации, Администрации муниципального образования) сообщение о проведении открытого конкурса в срок до (указывается срок).

4.3. Заключить в установленном порядке с победителем конкурса концессионное соглашение в отношении объекта концессионного соглашения и иного имущества.

5. Утвердить ставку ежегодной арендной платы, определенной по результатам независимой оценки за земельный участок площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________ в размере _________ руб. (отчет независимого оценщика).

Установить, что размер арендной платы не чаще одного раза в год подлежит изменению, которое производится на основании независимой оценки.

6. Утвердить:

6.1. Срок действия концессионного соглашения: ______ лет с даты его заключения.

6.2. Критерии и условия конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения:

- размер концессионной платы - не менее ____________ руб. в год;

- срок реконструкции здания (строения, сооружения) из состава объекта концессионного соглашения __________ - месяцев (лет) ((вариант - и (или) создания здания (строения, сооружения) в составе объекта концессионного соглашения)), _________ - месяцев (лет)).

7. Министерству (комитету, отделу) земельных отношений (субъекта Российской Федерации, муниципального образования):

7.1. Подготовить и представить в Министерство (комитет, отдел) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) проект договора аренды земельного участка, на котором расположен объект концессионного соглашения.

7.2. В течение 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения с победителем конкурса заключить с победителем конкурса договор аренды земельного участка.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на _________

 

Председатель Правительства (Глава Администрации)

Приложение 2

 

Типовое концессионное соглашение в отношении объектов образования

ГАРАНТ:

В настоящем приложении приводится типовое концессионное соглашение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671

Приложение 3

 

Проект договора аренды земельного участка при концессии

 

Договор аренды
земельного участка, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением

 

г. ________________                         "____" ___________________ г.

 

Департамент (комитет) земельных отношений администрации (название муниципального образования), именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице ____________________, действующего на основании _________________, с одной стороны, и ___________________________________________, именуемый в дальнейшем "Арендатор", в лице __________________________, действующего на основании _______________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор на следующих существенных условиях:

 

1. Предмет договора

 

1.1. На основании ________________ от ______________ N ____________ Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок, площадью ____________________ кв. м, имеющий кадастровый номер ______________________, расположенный на землях (вид землепользования) по адресу: _______________________________________ (в дальнейшем именуемый - "земельный участок"), в границах, указанных в прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка.

 

      1.2. Указанный земельный участок находится в собственности ________
_________________________________________________________________________
                название муниципального образования
на основании ____________________________________________________________
               наименование и реквизиты правоустанавливающих документов
_________________________________________________________________________
        и (или) документов о государственной регистрации прав.

 

1.3. Земельный участок предоставляется в соответствии с условиями концессионного соглашения от _________________ N ______ для использования под ________________________________________. Изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения не допускается.

 

2. Права и обязанности Арендодателя

 

2.1. Арендодатель имеет право:

2.1.1. Осуществлять контроль за использованием и охраной земель, предоставленных в аренду.

2.1.2. Вносить в государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, ходатайства о приостановлении работ, ведущихся Арендатором с нарушением законодательства, нормативных актов или условий, установленных договором.

2.1.3. Взыскать в установленном порядке не внесенную в срок арендную плату и пени.

2.1.4. Передать другому лицу право требования уплаты задолженности по арендной плате без согласия арендатора.

2.1.5. Требовать досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с видом разрешенного использования, установленном в п. 1.2. договора, а также при использовании способами, приводящими к его порче, в случае нарушения Арендатором других условий договора.

2.1.6. На беспрепятственный доступ на территорию используемого земельного участка в целях его осмотра на предмет соблюдения условий договора.

2.1.7. На возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных ухудшением качества участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности Арендатора, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

2.1.8. Вносить изменения и дополнения в договор при изменении действующего законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в одностороннем порядке.

2.2. Арендодатель обязан:

2.2.1. Выполнять в полном объеме все условия договора.

2.2.2. Передать Арендатору земельный участок в состоянии, соответствующем условиям договора.

2.2.3. Ежегодно направлять уведомление о размере арендной платы с указанием реквизитов для перечисления с учетом п. 4.6. настоящего договора.

2.2.4. Не вмешиваться в хозяйственную деятельность Арендатора, если она не противоречит условиям договора и земельному законодательству Российской Федерации.

 

3. Права и обязанности Арендатора

 

3.1. Арендатор имеет право:

3.1.1. Использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.

3.1.2. Досрочно при исчезновении необходимости аренды земельного участка расторгнуть договор, направив не менее чем за 60 (шестьдесят) календарных дней уведомление об этом Арендодателю и возвратив земельный участок по акту приема-передачи в состоянии не хуже первоначального и пригодном для дальнейшего использования.

3.2. Арендатор обязан:

3.2.1. Выполнять в полном объеме все условия данного договора.

3.2.2. Использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, установленного п. 1.2. договора.

3.2.3. За свой счет зарегистрировать договор аренды и установленные ограничения в использовании земельного участка в регистрирующем органе в течение месяца со дня подписания данного договора.

3.2.4. В течение двух месяцев со дня подписания договора аренды представить сведения о регистрации договора в установленном порядке.

3.2.5. Своевременно в соответствии с договором вносить арендную плату.

3.2.6. Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на арендуемой территории.

3.2.7. Обеспечивать Арендодателю и определяемым им представителям свободный доступ на земельный участок с целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора.

3.2.8. Выполнять в соответствии с требованиями эксплуатационных служб условия эксплуатации городских подземных и наземных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов и тому подобного, обеспечивать доступ на земельный участок в связи с необходимостью их ремонта и обслуживания, а также для проведения геодезических, геологоразведочных, землеустроительных и иных работ, исследований и изысканий в проведении этих работ.

3.2.9. Не допускать строительства на земельном участке до получения разрешения на строительство в установленном порядке.

3.2.10. Не заключать договоры и не вступать в сделки, следствием которых является или может являться какое-либо обременение предоставленных Арендатору по договору имущественных прав до момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения.

3.2.11. При переходе прав и обязанностей по концессионному соглашению от ________________ N _____ заключить договор уступки прав и обязанностей по договору аренды.

3.2.12. Письменно сообщить Арендодателю не позднее чем за один месяц о предстоящем освобождении участка в связи с окончанием срока договора и не позднее чем за 60 (шестьдесят) календарных дней при его досрочном освобождении.

3.2.13. При прекращении договора Арендатор обязан вернуть Арендодателю участок в том состоянии, в котором он его получил.

3.2.14. В случае изменения адреса или иных реквизитов, а также в случае принятия решения о прекращении деятельности Арендатора в недельный срок направить Арендодателю письменное уведомление об этом.

3.2.15. Устранить за свой счет улучшения, произведенные без согласия Арендодателя, по его письменному требованию.

3.2.16. Не нарушать права других землепользователей и арендаторов.

 

4. Срок действия договора и арендная плата

 

4.1. Настоящий договор заключается с "___" ________________ 20__ г. по "___" ____________________ 20___ г.

 

4.2. Арендная плата, действующая  в течение 20_____ года, устанавливается
в размере, указанном в концессионном соглашении от ______________________
N ______, и составляет в год ______________________________________ руб.,
                                           сумма прописью
а в дальнейшем - в размере, указанном в уведомлении Арендатору о
перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5 настоящего
договора.

 

4.3. Для Арендатора - юридического лица, арендная плата вносится ежеквартально равными частями от указанной в п. 4.2. договора суммы до 10-го дня начала следующего квартала, а за IV квартал - не позднее 15 ноября текущего года.

Для Арендатора - физического лица арендная плата вносится равными частями от указанной в п. 4.2. договора суммы до 15 сентября за I полугодие и до 15 ноября за II полугодие.

По договорам, срок оплаты по которым наступает после 15 ноября, платеж вносится до 10 января следующего года.

4.4. Арендная плата исчисляется помесячно с "__" __________ и вносится в сроки, указанные в пункте 4.3. договора.

4.5. В случае централизованного изменения цен и тарифов, методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, (субъекта Федерации, муниципального образования), регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности Арендатора, Арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке.

4.6. Арендодатель уведомляет Арендатора об изменении арендной платы официальным извещением с указанием реквизитов для перечисления денежных средств. В случае неполучения уведомления до 1 апреля каждого финансового года Арендатор обращается в адрес Арендодателя самостоятельно.

4.7. За каждый день задержки внесения арендной платы Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере 1/360 действующей в расчетный период ставки рефинансирования от величины недоимки арендной платы за каждый день просрочки.

4.8. Неиспользование участка Арендатором не может служить основанием для невнесения арендной платы в установленные сроки.

 

5. Ответственность сторон

 

5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора Арендодатель вправе расторгнуть договор в установленном законом порядке.

5.2. В случае обнаружения Арендодателем самовольных построек или иных нарушений использования участка таковые должны быть ликвидированы Арендатором, а участок приведен в прежний вид за счет Арендатора в срок, определяемый односторонним предписанием Арендодателя.

5.3. В случае нарушения вида разрешенного использования земельного участка, установленного п. 1.2. договора, или передачи его Арендатором в субаренду без письменного согласия Арендодателя, Арендодатель предпринимает меры для расторжения договора в установленном законом порядке.

5.4. Уплата пени и штрафа, установленных настоящим договором, не освобождает стороны от выполнения лежащих на них обязательств или устранения нарушений, а также возмещения причиненных ими убытков.

5.5. Взаимоотношения и ответственность сторон, не урегулированные настоящим договором, регулируются действующим законодательством.

Споры, возникающие при исполнении настоящего договора, рассматриваются в установленном законом порядке.

 

6. Изменение, расторжение, прекращение и продление договора

 

6.1. Все вносимые какой-либо из сторон предложения о внесении дополнений или изменений в условия настоящего договора рассматриваются сторонами в установленном порядке и оформляются соглашениями (кроме условий по пунктам 4.2.-4.5.) в той же форме, что и настоящий договор.

6.2. Изменение и расторжение концессионного соглашения от ____________________ N _______ являются основаниями для изменения и расторжения договора аренды.

 

7. Субаренда

 

7.1. Передача Арендатором земельного участка (его части) в субаренду допускается с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения.

7.2. Арендатор вправе передавать арендуемый земельный участок (его часть) в субаренду только с письменного разрешения Арендодателя, за исключением случаев, установленных законом.

7.3. При передаче земельного участка (его части) в субаренду изменение вида разрешенного использования, указанного в п. 1.2., не допускается.

7.4. Обязательным условием разрешения на передачу в субаренду участка (его части) является его образование в установленном порядке и отсутствие задолженности Арендатора по арендной плате.

7.5. Договор субаренды подлежит обязательному учету у Арендодателя.

Арендатор представляет Арендодателю экземпляр договора субаренды. В случае, если договор аренды подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, Арендатор представляет Арендодателю экземпляр договора субаренды после его регистрации. Арендатор письменно уведомляет Арендодателя в случае внесения изменений в договор субаренды (изменений площади земельного участка, его конфигурации, смены юридического адреса Субарендатора, сроков договора субаренды, переуступки прав по договору субаренды и т.д).

7.6. При досрочном прекращении настоящего договора договор субаренды прекращает свое действие. При прекращении договора аренды Субарендатор не имеет права на заключение с Арендодателем договора аренды на земельный участок, находившийся в его пользовании в соответствии с договором субаренды.

ГАРАНТ:

Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

7.9. Арендатор обязан письменно уведомить Арендодателя о досрочном расторжении договора субаренды в пятидневный срок.

7.10. Договор субаренды земельного участка подлежит регистрации в регистрирующем органе, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

 

8. Дополнительные условия договора

 

8.1. Реорганизация Арендодателя, а также перемена собственника земельного участка не является основанием для одностороннего расторжения договора.

8.2. Передача Арендатором своих арендных прав по договору аренды в залог не допускается.

8.2. Договор прекращает свое действие в случае ликвидации арендатора - юридического лица и смерти арендатора - физического лица.

8.3. При досрочном расторжении настоящего договора по инициативе одной из сторон, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Арендатором своих обязательств ликвидация улучшений, произведенных на данном земельном участке, осуществляется за счет Арендатора.

8.4. Контроль за выполнением условий договора осуществляют определяемые Арендодателем представители.

 

9. Особые обстоятельства

 

9.1. Под особыми обстоятельствами понимаются обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и такие, как военные действия и тому подобное, препятствующие одной из сторон исполнять свои обязательства по настоящему договору, что освобождает ее от ответственности за неисполнение этих обязательств.

9.2. Об этих обстоятельствах каждая из сторон обязана немедленно, не позднее 20 дней после наступления случая форс-мажора, военных действий и тому подобного, письменно известить об этом другую сторону. Сообщение должно быть подтверждено документом, выданным уполномоченным государственным органом.

Несвоевременное извещение о наступлении форс-мажора, военных действий и тому подобного лишает соответствующую сторону права ссылаться в дальнейшем на указанные выше обстоятельства.

9.3. При продолжительности особых обстоятельств, делающих невозможным выполнение условий настоящего договора, свыше 6 (шести) месяцев каждая из сторон вправе прекратить действие договора немедленно после письменного уведомления другой стороны.

 

10. Вступление договора в силу

 

10.1. Договор вступает в силу с момента его регистрации в регистрирующем органе, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Условия настоящего договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора с ____________________.

10.2. Договор составлен на _______ листах и подписан в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Подписанные тексты договора и приложений к нему хранятся по одному экземпляру у Арендодателя, Арендатора и в регистрирующем органе.

 

11. Приложения

 

Неотъемлемой частью настоящего договора являются следующие приложения:

1. Акт приема-передачи земельного участка.

2. Расчет арендной платы на текущий год.

3. Документ о предоставлении земельного участка (постановление, приказ и тому подобное).

4. Кадастровый паспорт земельного участка.

 

12. Адреса, реквизиты и подписи сторон

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. N 08-444 "О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования"


Текст письма официально опубликован не был