Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны

Приложение
к приказу ФСБ России
от 5 марта 2015 г. N 152

 

Административный регламент
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны

 

ГАРАНТ:

См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг

I. Общие положения

 

Наименование государственной функции

 

1. Осуществление федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

 

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

 

2. Государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны исполняется ФСБ России.

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

 

3. Исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны регулируется следующими нормативными правовыми актами:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"*(1);

3) Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(2);

4) Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"*(3);

5) Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(4);

6) Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(5);

7) Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(6);

8) Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"*(7);

9) постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации"*(8);

10) постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)"*(9);

11) постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(10);

12) постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205 "Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны"*(11).

 

Предмет федерального государственного контроля

 

4. Предметом федерального государственного контроля является соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну*(12), их руководителями, должностными и иными лицами требований, установленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", другими федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами*(13).

 

Права и обязанности должностных лиц при исполнении государственной функции

 

5. При исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны*(14), в пределах своей компетенции имеют право:

1) доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техническим средствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях информации, относящимся к проверке (при проведении выездной проверки)*(15);

2) осуществлять иные полномочия, предоставленные Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".

6. Должностные лица органа государственного контроля при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства о государственной тайне;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций, проверка которых проводится;

3) проводить проверки в соответствии с их назначением: выездную проверку - на основании предписания на проверку, предусмотренного частью седьмой статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(16), а документарную - на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля о проведении проверки;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - при предъявлении служебных удостоверений и предписания о проведении проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, имеющему допуск к государственной тайне по соответствующей форме и непосредственное отношение к предмету проверки, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, присутствующему при проведении проверки и имеющему допуск к государственной тайне по соответствующей форме, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя организации, имеющего допуск к государственной тайне по соответствующей форме и непосредственное отношение к предмету проверки, с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов организации;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения проверки;

11) не требовать от организаций документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

 

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю

 

7. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации, имеющий допуск к государственной тайне по соответствующей форме и непосредственное отношение к предмету проверки, имеет право*(17):

1) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав или законных интересов организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации обязан:

1) присутствовать и обеспечить присутствие должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований законодательства о государственной тайне;

2) предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке представителей иных государственных органов и организаций на территорию, в используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым организацией оборудованию и подобным объектам, относящимся к предмету проверки.

 

Описание результата исполнения государственной функции

 

9. Результатом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны является получение объективной информации о соблюдении организацией требований законодательства о государственной тайне, а также выявление, пресечение и предупреждение нарушений требований законодательства о государственной тайне.

10. Исполнение государственной функции завершается составлением акта проверки.

 

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

 

Порядок информирования об исполнении государственной функции

 

11. Информирование о порядке исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется:

1) посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции на официальном сайте ФСБ России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.fsb.ru*(18);

2) посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)": www.gosuslugi.ru;

3) посредством использования средств телефонной связи, электронной почты, при устном или письменном обращении граждан.

12. Сведения о месте нахождения, контактных телефонах и адресах электронной почты (при наличии) органов федеральной службы безопасности, осуществляющих федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны*(19), приведены в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту и размещены на официальном сайте ФСБ России.

13. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется по телефонам органов безопасности ежедневно, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней, в соответствии со следующим графиком:

 

День недели

Часы предоставления информации (по местному времени)

Понедельник

10.00 - 17.00

Вторник

10.00 - 17.00

Среда

10.00 - 17.00

Четверг

10.00 - 17.00

Пятница

10.00 - 15.30

 

14. В случае устного обращения граждан по вопросам исполнения государственной функции должностные лица органа безопасности подробно информируют обратившихся по интересующим их вопросам. При невозможности самостоятельно и компетентно ответить на поставленные вопросы должностное лицо, принявшее телефонный звонок, должно переадресовать (перевести) его на другое должностное лицо или сообщить обратившемуся гражданину телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

15. Письменные обращения по вопросам исполнения государственной функции направляются по приведенному в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту адресу соответствующего органа безопасности либо по адресу ФСБ России: ул. Большая Лубянка, д. 1, г. Москва, 101000.

16. На официальном сайте ФСБ России размещается следующая информация:

1) почтовые адреса, справочные телефоны и при наличии адреса электронной почты органов безопасности;

2) нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов безопасности;

3) текст настоящего Административного регламента.

 

Сведения о размере платы за услуги организации, участвующей в исполнении государственной функции, взимаемой с организации, в отношении которой проводятся мероприятия по контролю

 

17. Плата за осуществление мероприятий по контролю за обеспечением защиты государственной тайны с организации, в отношении которой проводятся указанные мероприятия, не взимается.

 

Срок исполнения государственной функции

 

18. Срок исполнения государственной функции включает в себя срок проведения проверки и срок подготовки акта проверки.

19. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения*(20).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на двадцать рабочих дней*(21).

20. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю*(22).

 

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

 

21. В рамках федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны органами безопасности проводятся плановые и внеплановые выездные и документарные проверки*(23).

22. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- организация плановой проверки;

- организация внеплановой проверки;

- проведение проверки;

- оформление результатов проверки.

Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.

 

Организация плановой проверки

 

23. Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проведения плановых проверок не чаще одного раза в три года.

24. Организация плановой проверки включает в себя:

- разработку ежегодного плана проведения плановых проверок;

- подготовку к проверке;

- уведомление организации о предстоящей проверке.

25. Орган безопасности разрабатывает ежегодный план проведения плановых проверок в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.

26. Уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля определяются ответственные за подготовку проекта ежегодного плана проведения плановых проверок, подготовку к проверке и уведомление организации о предстоящей проверке.

27. Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется*(24).

28. Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и Департамент военной контрразведки ФСБ России соответственно*(25).

29. Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и Департамент военной контрразведки ФСБ России до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют и представляют руководству ФСБ России*(26) для утверждения ежегодные планы проведения плановых проверок, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами безопасности и органами безопасности в войсках в соответствии с пунктом 28 настоящего Административного регламента.

30. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются на официальном сайте ФСБ России, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации*(27).

31. При разработке ежегодного плана проведения плановых проверок предусматривается согласование включения организации в ежегодный план проведения плановых проверок с заинтересованными государственными органами и организациями в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами и организациями.

32. Внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности организации в связи с ликвидацией, реорганизацией или прекращением ею деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

33. Плановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки.

34. Для проведения выездной проверки органом государственного контроля создается комиссия в составе не менее двух должностных лиц, имеющих соответствующий допуск к государственной тайне*(28).

По решению должностных лиц органа государственного контроля к участию в проверке (в составе комиссии) в случае необходимости могут привлекаться представители других государственных органов и организаций (по согласованию с их руководителями)*(29).

35. Выездная проверка проводится на основании предписания о проведении проверки, оформленного на бланке органа государственного контроля и подписанного уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля. Подпись уполномоченного должностного лица, подписавшего предписание, заверяется печатью органа государственного контроля.

36. Для проведения документарной проверки оформляется распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(30) (с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199*(31) и от 30 сентября 2011 г. N 532*(32)).

37. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) организация уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения*(33).

38. При изменении состава комиссии, вида проверки (с документарной на выездную и с выездной на документарную), увеличении продолжительности проверки оформляется новое предписание (распоряжение или приказ) о проведении проверки.

Организация информируется о продлении срока проверки в письменной форме или иным доступным способом не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего предписания (распоряжения или приказа) о проведении проверки.

39. Наличие предписания (распоряжения или приказа) о проведении проверки и уведомление организации о предстоящей проверке являются основанием для проведения проверки.

 

Организация внеплановой проверки

 

40. Проверка, не включенная в ежегодный план проведения плановых проверок, проводится при наличии оснований, указанных в части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", и является внеплановой.

41. Организация внеплановой проверки включает в себя:

- подготовку к проверке;

- уведомление организации о предстоящей проверке.

42. Основанием для проведения внеплановой проверки является*(34):

1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства о государственной тайне;

2) поступление в орган государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства о государственной тайне;

3) наличие предписания (приказа, распоряжения) руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

43. Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки.

44. При наличии основания для проведения внеплановой проверки, указанного в пункте 42 настоящего Административного регламента, орган государственного контроля осуществляет подготовку к проверке в порядке, определенном пунктами 34-36 настоящего Административного регламента.

Уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля определяются ответственные за подготовку к проверке и уведомление организации о предстоящей проверке.

45. О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой проверки, основание для проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", организация уведомляется органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения*(35).

46. Внеплановая выездная проверка, основание для проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", проводится без предварительного уведомления*(36).

47. При изменении состава комиссии, вида проверки (с документарной на выездную и с выездной на документарную), увеличении продолжительности проверки оформляется новое предписание (распоряжение или приказ) о проведении проверки.

48. Организация информируется о продлении срока проверки в письменной форме или иным доступным способом не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего предписания (распоряжения или приказа) о проведении проверки.

49. Наличие предписания (распоряжения или приказа) о проведении проверки и уведомление организации о ее проведении (за исключением проверки, основание для проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне") являются основанием для проведения проверки.

 

Проведение проверки

 

50. Основанием для начала проведения проверки являются наличие предписания (распоряжения или приказа) о проведении проверки и уведомление организации о ее проведении (за исключением случая, указанного в пункте 46 настоящего Административного регламента).

51. Проверка начинается не ранее даты начала проверки, указанной в предписании (распоряжении или приказе) о проведении проверки.

52. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах организации;

2) оценить соответствие деятельности организации требованиям законодательства о государственной тайне без проведения соответствующих мероприятий по контролю.

В остальных случаях проверка проводится в форме документарной проверки.

53. Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

54. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля в первую очередь рассматриваются документы организации, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах проверочных мероприятий, осуществленных в отношении проверяемой организации.

55. В случае, если при проведении документарной проверки достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией требований законодательства о государственной тайне, соблюдение которых проверяется, орган государственного контроля направляет в адрес организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация обязана направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы*(37).

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) организации. Организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов.

56. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется организации с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме*(38).

Организация, представляющая в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем организации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля установит признаки нарушения требований законодательства о государственной тайне, соблюдение которых проверяется, должностные лица органа государственного контроля вправе провести выездную проверку*(39).

57. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения организации и (или) по месту фактического осуществления организацией деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

58. Выездная проверка начинается с вручения руководителю (уполномоченному должностному лицу) организации предписания о проведении проверки одновременно с предъявлением должностными лицами органа государственного контроля служебных удостоверений.

Привлеченные к проведению проверки представители других государственных органов и организаций предъявляют документы, удостоверяющие личность, и справки о допуске к государственной тайне.

59. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации, имеющий допуск к государственной тайне по соответствующей форме и непосредственное отношение к предмету проверки, должен быть ознакомлен с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом комиссии, сроками и условиями проведения проверки.

60. При проведении выездной проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации обязан предоставить должностным лицам органа государственного контроля возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ членов комиссии на территорию, в используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым организацией оборудованию и подобным объектам*(40).

61. Проведение проверки завершается не позднее даты окончания проверки, указанной в предписании (распоряжении или приказе) о проведении проверки.

При этом мероприятия по контролю считаются завершенными после получения органом государственного контроля заключений по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз (в случае их проведения в рамках проверки).

 

Оформление результатов проверки

 

62. Основанием для оформления результатов проверки является завершение мероприятий по контролю.

63. Результаты проверки оформляются актом проверки*(41).

Акт проверки оформляется в сроки, указанные в пункте 20 настоящего Административного регламента.

64. Акт проверки составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Копия акта проверки организации (выписка из акта проверки) может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органы государственной власти (организации), в распоряжении которых в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" находятся используемые в работе организации сведения, составляющие государственную тайну*(42).

65. Акт проверки должен содержать оценку состояния защиты государственной тайны в организации и одно из следующих заключений:

- об отсутствии в деятельности организации нарушений требований законодательства о государственной тайне;

- о выявленных в деятельности организации нарушениях требований законодательства о государственной тайне (с указанием в тексте акта проверки конкретных статей и (или) пунктов соответствующих нормативных правовых актов).

66. Акт проверки подписывают все принявшие участие в проверке в соответствии с пунктом 34 настоящего Административного регламента члены комиссии.

В случае несогласия члена комиссии с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме особое мнение, которое прилагается к акту проверки. Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки. В таком случае в акте проверки делается отметка о наличии особого мнения члена комиссии.

67. Акт проверки направляется в адрес проверенной организации в порядке, установленном для пересылки секретной корреспонденции, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля.

68. В случае выявления при проведении проверки в деятельности организации нарушений требований законодательства о государственной тайне должностные лица органа государственного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению возможного разглашения сведений, составляющих государственную тайну, и (или) утраты их носителей;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного разглашения сведений, составляющих государственную тайну, и (или) утраты их носителей, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

69. В случае несогласия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, проверка которой проводилась, с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений указанные лица в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля*(43).

 

IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

 

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений

 

70. Текущий контроль за исполнением государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля.

71. Текущий контроль осуществляется постоянно.

 

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции

 

72. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны территориальными органами безопасности и органами безопасности в войсках осуществляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и Департамент военной контрразведки ФСБ России соответственно, а также Инспекторское управление Контрольной службы ФСБ России.

Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и Департаментом военной контрразведки ФСБ России осуществляет Инспекторское управление Контрольной службы ФСБ России.

73. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции устанавливаются правовыми актами ФСБ России, планами работы органов безопасности, подразделений ФСБ России, а также решениями руководства ФСБ России.

 

Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции

 

74. Должностные лица органа государственного контроля, участвующие в исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных настоящим Административным регламентом.

 

Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

 

75. Организация контроля уполномоченными должностными лицами органов безопасности за исполнением государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны определяется решениями руководства ФСБ России и руководителей (начальников) органов безопасности.

76. Граждане, их объединения и организации участвуют в осуществлении контроля за исполнением должностными лицами органа государственного контроля государственной функции в соответствии с положениями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Административного регламента.

 

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

 

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

 

77. Организации в лице их руководителя, иных должностных лиц или уполномоченного представителя организации*(44) имеют право обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, в досудебном (внесудебном) порядке.

78. Жалоба должна содержать:

1) наименование органа, исполняющего государственную функцию, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) должностных лиц органа, исполняющего государственную функцию;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) должностных лиц органа, исполняющего государственную функцию. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

 

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

 

79. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения, действия (бездействие) должностных лиц органа, исполняющего государственную функцию по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, нарушение положений настоящего Административного регламента, некорректное поведение или нарушение служебной этики.

 

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается

 

80. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

81. Ответ на жалобу не дается в случаях, если в ней:

1) не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

2) обжалуется судебное решение (в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);

3) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (жалоба остается без ответа по существу поставленных в ней вопросов, при этом заявителю, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом);

4) текст не поддается прочтению (жалоба не подлежит рассмотрению, о чем в течение семи дней со дня регистрации сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

5) содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу;

6) содержится вопрос, ответ на который не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).

 

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

 

82. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.

83. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в орган безопасности или в ФСБ России.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также может быть принята при личном приеме заявителя.

 

Права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

 

84. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, предоставление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

 

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

 

85. Заявитель может обжаловать решение и действия (бездействие) должностных лиц:

1) подразделений территориальных органов безопасности - в территориальные органы безопасности;

2) подразделений органов безопасности в войсках - в органы безопасности в войсках;

3) территориальных органов безопасности - в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

4) органов безопасности в войсках - в Департамент военной контрразведки ФСБ России;

5) Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России - руководству ФСБ России;

6) Департамента военной контрразведки ФСБ России - руководству ФСБ России.

 

Сроки рассмотрения жалобы

 

86. Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать тридцати дней с даты ее регистрации в органе безопасности или ФСБ России.

В исключительных случаях (в частности, при необходимости направления запросов в другие органы и организации о предоставлении дополнительных документов и материалов) уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения.

 

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

 

87. По результатам рассмотрения жалобы ФСБ России или орган безопасности, исполняющий государственную функцию, принимает одно из следующих решений:

1) удовлетворяет жалобу (полностью или частично);

2) отказывает в удовлетворении жалобы.

88. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 87 настоящего Административного регламента, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

 

______________________________

*(1) Российская газета, 1993, N 89; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 4970; 2009, N 7, ст. 772.

*(2) Российская газета, 1993, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, 4596; N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1 (ч. I), ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 30 (ч. I), ст. 4589; N 50, ст. 7366; 2013, N 19, ст. 2324; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6689; 2014, N 19, ст. 2335; N 26 (ч. I), ст. 3365, 3384.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1 (ч. I), ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52 (ч. I), ст. 6227, 6235, 6248; 2011, N 1, ст. 16; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7366; 2012, N 29, ст. 3994; N 49, ст. 6752; 2013, N 14, ст. 1661; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6689.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. I), ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4041; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; N 49 (ч. I), ст. 6338; N 52 (ч. I), ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26 (ч. I), ст. 3366; N 30 (ч. I), ст. 4256; N 42, ст. 5615.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267; N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993; N 32, ст. 4486; 2013, N 12, ст. 1245; N 26, ст. 3314; N 52 (ч. II), ст. 7137, 7139; 2014, N 10, ст. 1020; N 44, ст. 6041.

*(8) Не опубликовывалось.

*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1807; 2011, N 13, ст. 1773; 2012, N 13, ст. 1533; 2014, N 10, ст. 1036.

*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; N 53 (ч. II), ст. 7958.

*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6856.

*(12) Далее - организации.

*(13) Далее - законодательство о государственной тайне.

*(14) Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, перечислены в пункте 3 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205. Далее - должностные лица органа государственного контроля, если не оговорено иное.

*(15) Пункт 11 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205.

*(16) Далее - предписание о проведении проверки, если не оговорено иное.

*(17) Статья 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(18) Далее - официальный сайт ФСБ России.

*(19) Далее - органы безопасности, если не оговорено иное.

*(20) Часть пятая статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

*(21) Часть шестая статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

*(22) Часть 5 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(23) Пункт 4 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205. Далее - проверки, если не оговорено иное.

*(24) Часть девятая статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

*(25) Часть 7.1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(26) Здесь и далее под руководством ФСБ России понимаются Директор ФСБ России, его заместители, руководители служб ФСБ России (лица, их замещающие).

*(27) Часть 7.2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(28) Пункт 8 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205.

*(29) Пункт 9 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205.

*(30) Зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915.

*(31) Зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702.

*(32) Зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264.

*(33) Часть первая пункта 10 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205.

*(34) Часть четвертая статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

*(35) Часть вторая пункта 10 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205.

*(36) Часть восьмая статьи 30.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

*(37) Часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(38) Часть 8 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(39) Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(40) Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(41) Типовая форма акта проверки утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(42) Пункт 12 Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1205.

*(43) Часть 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

*(44) Далее - заявитель.