Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Действия органов управления при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти при организации защиты населения и территорий от опасных последствий весеннего половодья и паводков осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными актами Российской Федерации.
К основным направлениям деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, относятся:
планирование и оперативное проведение предупредительных мероприятий по защите от затопления, подтопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики, оказанию экстренной медицинской помощи населению с использованием в установленном порядке на эти цели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также сил и средств заинтересованных организаций;
обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления, подтопления паводковыми водами;
организация проведения необходимых наблюдений за развитием паводковой обстановки, возможными местами образования ледовых заторов, повышением уровня воды на водных объектах и состоянием гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и паводков;
создание и обеспечение готовности резервов финансовых и необходимых материальных ресурсов, а также сил промышленных и транспортных организаций для предупреждения и локализации аварий на гидротехнических сооружениях и других чрезвычайных ситуаций, вызванных прохождением весеннего половодья и паводков;
регулярное рассмотрение вопросов, требующих принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий весеннего половодья и паводков;
руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временного отселения) пострадавшего населения и его жизнеобеспечение.
Подготовка к проведению мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми документами субъекта РФ, решениями КЧС и ОПБ (председателя комиссии) органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии со статьей 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определено, что координирующими органами управления единой системы являются комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
В соответствии со статьей 10 этого же постановления к постоянно действующим органам управления единой системы относятся:
- на региональном уровне - территориальные органы МЧС России;
- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
В период весеннего половодья и паводков на водных объектах территорий субъектов РФ должны быть организованы и проведены следующие мероприятия:
определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;
определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;
определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;
объемы откачки воды из затопленных сооружений;
количество голов погибших сельскохозяйственных животных;
местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);
определение предварительного размера материального ущерба;
численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);
непосредственные мероприятия по защите населения.
При угрозе возникновения ЧС в период весеннего половодья, связанного с наводнением (подтоплением, затоплением и т.д.), органами управления организуется следующий порядок действий:
оценка сложившейся обстановки;
прогнозирование возможного развития обстановки;
подготовка данных для принятия решения руководителем органа исполнительной власти;
принятие решения на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
Органы управления частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.
В условиях угрозы затопления, подтопления основной задачей органов исполнительной власти всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики, в том числе мероприятий по жизнеобеспечению населения (ЖОН).
Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные).
Организация технических мер.
Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:
регулирование стока в русле реки;
отвод паводковых вод;
регулирование поверхностного стока на водосбросах;
обвалование;
спрямление русел рек и дноуглубление;
строительство берегозащитных сооружений;
подсыпка застраиваемой территории;
ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.
Использовать комплекс мероприятий в сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).
Основными направлениями действий органов исполнительной власти субъектов РФ при угрозе затопления являются:
анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;
прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;
планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;
планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.
4.1. Последовательность действий органов управления ТП РСЧС в различных режимах функционирования
N |
Наименование мероприятий |
Характеристика мероприятий |
||
Режим повседневной деятельности |
Режим повышенной готовности |
Режим чрезвычайной ситуации |
||
Органы управления ТП РСЧС
| ||||
1. |
Определение основных параметров на паводкоопасный период |
Уточнение списков должностных лиц от функциональных и территориальных подсистем по их привлечению в оперативные штабы, совместные оперативные и рабочие группы. Подготовка пакета рабочих документов для работы КЧС и ПБ субъектов РФ в паводкоопасный период (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования). Определение сроков и порядка получения прогнозов. Определение сроков и порядка получения оперативной гидрометеорологической информации. Определение сроков, границ и размеров (площади) зон возможного затопления. Определение количества административных районов, населенных пунктов, домов, населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи, скотомогильников и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий и других объектов, попадающих в зоны возможных подтоплений и затоплений. Определение сроков и порядка представления информации из муниципальных образований, указанных в прогнозе. |
|
|
2. |
Создание резервов |
Создание резерва ГСМ, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и финансовых средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, на основе анализа порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений. |
|
|
3. |
Определение необходимых сил и средств |
Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком. Организация комплекса мероприятий по обводнению торфяников, снего- и водозадержанию, завозу снежных масс на торфяники, устройству плотин, перемычек, недопущению подтопления жилых дачных построек и дорог в целях удержания паводковых вод. Организация завоза и накопления на тепловырабатывающих объектах, находящихся в зонах возможного подтопления, нормативных запасов жидкого и твердого топлива. Организация регулярного проведения предупредительных мероприятий и разъяснительной работы по предотвращению гибели на водных объектах, принятие мер безопасности на водоемах в период весеннего половодья и паводка через СМИ. |
Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком. |
|
4. |
Определение и утверждение превентивных мероприятий |
Определение собственников, находящихся на территории муниципального образования, бесхозяйных гидротехнических сооружений и приведение аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние. |
|
|
5. |
Планирование эвакуации (населения из зон возможного наводнения и заблаговременное ее проведение при угрозе наводнения). |
Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка к развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР. |
|
|
6. |
Организация работы КЧС и ОПБ субъекта РФ |
|
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14). Необходимо осуществлять следующие меропрития: Отправление и организация работы в зоне ЧС межведомственных оперативных и рабочих групп. Распределение и направление в район ЧС сил и средств РСЧС для проведения аварийно-спасательных работ. Контроль доведения оперативного прогноза до муниципальных районов и городских округов. Организация мониторинга границ и размеров (площадей) зон возможного затопления. Организация учета административных районов, населенных пунктов, количества населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий, скотомогильников, свалок твердых бытовых отходов, потенциально-опасных и других объектов, попавших в зоны подтоплений и затоплений. Контроль выполнения комплекса инженерно-технических мероприятий по проведению АСДНР в зоне ЧС. |
|
7. |
Оповещение населения |
|
Задействование региональных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. |
|
8. |
Санитарно-эпидемиологическая защита |
|
Контроль выполнения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями. Контроль за выполнением мероприятий направленных на снижение вторичных факторов, мероприятий по контролю за санитарной обстановкой, противоэпидемиологических и восстановительных мероприятий. |
|
9. |
Финансовое обеспечение пострадавшего населения |
|
Организация: определения размера материального ущерба для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов и контроль за их работой; подготовки списков пострадавшего населения, а также установленных законодательством документов для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов. |
|
Органы управления муниципального звена ТП РСЧС
| ||||
1. |
Определение основных параметров на паводкоопасный период |
Уточнение списков должностных лиц от функциональных и территориальных подсистем по их привлечению в оперативные штабы, совместные оперативные и рабочие группы. Определение состава межведомственных оперативных групп муниципального образования. Подготовка пакета рабочих документов для работы КЧС и ПБ в паводкоопасный период (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования). Определение сроков и порядка получения оперативной гидрометеорологической информации. Определение сроков, границ и размеров (площади) зон возможного затопления. Определение количества населенных пунктов, домов, населения, объектов экономики, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий и других объектов, попадающих в зоны возможных подтоплений и затоплений. Определение сроков и порядка представления информации из населённых пунктов указанных в прогнозе. |
|
|
2. |
Определение опасных параметров на паводкоопасный период в режиме повседневной деятельности |
Разработка планов по постановке на учет и определению собственников, находящихся на территории муниципального образования, бесхозяйных гидротехнических сооружений и по приведению аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние с согласованием в ГУ МЧС России по субъекту РФ. Проведение мероприятий по накоплению на тепловырабатывающих объектах, находящихся в зонах возможного затопления, подтопления, нормативных запасов жидкого и твердого топлива. Проведение предупредительных мероприятий и разъяснительной работы по предотвращению гибели людей на водных объектах, мерам безопасности на водоемах в период весеннего половодья и паводка. |
|
|
3. |
Определение и утверждение превентивных мероприятий |
Утверждение комплекса инженерно-технических мероприятий по укреплению берегов и устоев мостов, подсыпке защитных дамб, транспортных коммуникаций и линий электропередач, дноуглубительных, берегоукрепительных, русловыпрямительных работ, спрямления русел (для малых рек и водотоков) и т.д. Утверждение объемов и мест работ по предварительному ослаблению ледяного покрова для предотвращения образования заторов и зажоров (распиловки, чернения льда, взрывных работ и т.д.). |
|
|
4. |
Создание резервов |
Создание резерва ГСМ, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и финансовых средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, на основе анализа порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений |
|
|
5. |
Проведение учений и тренировок |
Проведение тренировки с межведомственными оперативными группами муниципальных образований на границах зон ответственности. Проведение тренировки по приведению в готовность пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего населения (лицеи, санатории, училища, техникумы, колледжи, школы). Проведение тренировок по задействованию системы оповещения. |
|
|
6. |
Проверка готовности населенных пунктов |
Организация проверки готовности населённых пунктов, указанных в прогнозе, к дождевому паводку. Направление результатов проверки готовности населённых пунктов на заседание КЧС и ПБ субъекта. |
|
|
7. |
Определение необходимых сил и средств |
Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком. Проверка имеющихся сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ. Проверка готовности и оснащения оперативных групп, сил и средств муниципального образования и готовность их к реагированию на ЧС, связанные с паводком. |
Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком. Проверка имеющихся сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ. Проверка готовности и оснащения оперативных групп, сил и средств муниципального образования и готовность их к реагированию на ЧС, связанные с паводком. |
|
8. |
Планирование эвакуации (населения из зон возможного наводнения и заблаговременное ее проведение при угрозе наводнения). |
Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка к развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. |
|
|
9. |
Организация работы КЧС и ОПБ |
|
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14) следует осуществлять: Отправление и организацию работы в зоне ЧС межведомственных оперативных и рабочих групп. Распределение и направление в район ЧС сил и средств РСЧС для проведения аварийно-спасательных работ. Контроль доведения оперативного прогноза до населенных пунктов. Организация мониторинга границ и размеров (площадей) зон возможного затопления. Организация учета населенных пунктов, количества населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий, скотомогильников, свалок твердых бытовых отходов, потенциально-опасных и других объектов, попавших в зоны подтоплений и затоплений. Контроль выполнения комплекса инженерно-технических мероприятий по проведению АСДНР в зоне ЧС. |
|
10. |
Оповещение населения |
|
Задействование местных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. |
|
11. |
Эвакуация населения |
|
Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка по развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. |
|
12. |
Санитарно-эпидемиологическая защита |
|
Контроль выполнения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями. Контроль за выполнением мероприятий по санитарной обстановке, направленных на снижение вторичных факторов и противоэпидемиологических и восстановительных мероприятий. |
|
13. |
Финансовое обеспечение пострадавшего населения |
|
Организация: определения размера материального ущерба для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов и контроль их работы; подготовки списков пострадавшего населения, а также установленных законодательством документов для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов. |
|
14. |
Ограничение использования некоторых объектов |
|
|
Принятие решения по результатам обследования или данных прогноза. Производится оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции или услуг за счет внешних поступлений. Согласование порядка введения ограничений и получения компенсаций. |
15. |
Ограничение (прекращение) деятельности предприятий и организаций |
|
|
Прекращение деятельности потенциально опасных производств или введение ограничения по мощности (объему выпуска продукции) с целью защиты персонала, ценного оборудования, недопущения возникновения вторичных факторов поражения в соответствии с планом функционирования в ЧС для потенциально опасных производств. Решение согласуется на местном и региональном уровнях |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.