Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15533
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования резерва по сомнительным долгам и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Пунктом 3 статьи 266 Кодекса определено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Согласно пункту 2 статьи 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 266 Кодекса резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном статьей 266 Кодекса.
В пункте 5 статьи 266 Кодекса предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со статьей 266 Кодекса, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Из перечисленных выше норм следует, что Кодексом ограничивается использование резерва по сомнительным долгам исключительно целями покрытия убытков от безнадежных долгов. При этом порядок формирования резерва по сомнительным долгам не поставлен в зависимость от того, станет ли сомнительный долг безнадежным или нет.
Заместитель директора |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налогообложения прибыли сомнительным долгом признается любая задолженность перед плательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в срок и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по таким долгам. Порядок их формирования должен быть отражен в учетной политике организации.
Отчисления в резервы включаются во внереализационные расходы на последнее число отчетного (налогового) периода.
Безнадежными признаются те долги, по которым истек срок исковой давности, а также те, по которым обязательство прекращено из-за того, что его невозможно исполнить, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Если налогоплательщик решил создать такой резерв, безнадежные долги списываются за счет него.
Таким образом, НК РФ ограничивает использование резерва по сомнительным долгам исключительно целями покрытия убытков от безнадежных долгов. При этом порядок формирования резерва не зависит от того, станет сомнительный долг безнадежным или нет.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15533
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", апрель 2015 г., N 8, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 26 мая 2015 г. N 11, в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", сентябрь 2015 г., N 9 (часть II)