Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Указание Банка России от 6 апреля 2015 г. N 3612-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 3 декабря 2012 года N 2919-У "Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента"

ГАРАНТ:

Положением Банка России от 1 ноября 2018 г. N 658-П настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2019 г.

1. Внести в Указание Банка России от 3 декабря 2012 года N 2919-У "Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 года N 26273, 18 сентября 2014 года N 34094, 10 декабря 2014 года N 35118 ("Вестник Банка России" от 28 декабря 2012 года N 77, от 1 октября 2014 года N 87, от 22 декабря 2014 года N 112), следующие изменения.

1.1. Преамбулу изложить в следующей редакции:

"Настоящее Указание на основании статей 62, 72 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст.1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"), Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 904; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098) (далее - Федеральный закон "О клиринге и клиринговой деятельности") устанавливает порядок оценки качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента (далее - ЦК), на основании ходатайства ЦК о признании качества управления удовлетворительным в целях применения кредитными организациями - участниками клиринга в отношении их требований к ЦК, качество управления которого признано удовлетворительным, подходов, предусмотренных Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-И "Об обязательных нормативах банков", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2012 года N 26104, 29 ноября 2013 года N 30498, 18 июня 2014 года N 32735, 20 октября 2014 года N 34362, 11 декабря 2014 года N 35134, 24 декабря 2014 года N 35372, 29 декабря 2014 года N 35453, 20 февраля 2015 года N 36180 ("Вестник Банка России" от 21 декабря 2012 года N 74, от 30 ноября 2013 года N 69, от 9 июля 2014 года N 63, от 23 октября 2014 года N 99, от 22 декабря 2014 года N 112, от 31 декабря 2014 года N 117-118, от 4 марта 2015 года N 17).".

1.2. В пункте 12 слова "одного раза в год" заменить словами "одного раза в два года".

1.3. В приложении 1:

1.3.1. В пункте 1.8 слова "в Законе о клиринге" заменить словами "в Федеральном законе "О клиринге и клиринговой деятельности".

1.3.2. Пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Показатель ПВК определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Показатель состояния внутреннего контроля и корпоративного управления ЦК

 

N
п/п

Вопросы

Значение
(в баллах)

1

2

3

1.

Определена ли учредительным и внутренними документами ЦК система органов внутреннего контроля и их полномочия?

 

2.

Соответствуют ли внутренние документы ЦК, регламентирующие правила организации внутреннего контроля, законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России?

 

3.

По всем ли направлениям деятельности ЦК приняты внутренние документы, регламентирующие осуществление внутреннего контроля?

 

4.

Соблюдаются ли ЦК внутренние документы, регламентирующие правила организации внутреннего контроля?

 

5.

Существует ли в ЦК независимое подразделение, осуществляющее функции службы внутреннего аудита?

 

6.

Существует ли в ЦК подразделение, осуществляющее функции службы внутреннего контроля?

 

7.

Осуществляется ли в ЦК внутренний контроль в соответствии с требованиями и полномочиями, определенными учредительным и внутренними документами ЦК?

 

8.

Обеспечивается ли в ЦК распределение должностных обязанностей служащих (ответственных сотрудников) в целях исключения конфликта интересов и условий его возникновения?

 

9.

Позволяет ли организация службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля ЦК эффективно осуществлять возложенные на них функции?

 

10.

Предусмотрена ли уставом ЦК независимая проверка службы внутреннего аудита аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом)?

 

11.

Осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) ЦК контроль за деятельностью службы внутреннего аудита ЦК?

 

12.

Проводятся ли на постоянной основе в рамках внутреннего контроля мероприятия по контролю за уровнем принятых рисков ЦК?

 

13.

Имеются ли у ЦК порядок действий при выявлении службой внутреннего аудита нарушений процедур принятия решений и оценки рисков, предусмотренных утвержденными документами?

 

14.

Соблюдаются ли ЦК порядок действий при выявлении службой внутреннего аудита нарушений процедур принятия решений и оценки рисков?

 

15.

Определен ли в ЦК порядок информирования службой внутреннего аудита совета директоров (наблюдательного совета) ЦК о нарушениях (недостатках), выявленных при проверке выполнения установленных процедур управления рисками ЦК, и контроля (включая проведение повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных службой внутреннего аудита нарушений?

 

16.

Имеются ли в ЦК планы работы (деятельности) службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля?

 

17.

Соответствуют ли руководители службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита ЦК квалификационным требованиям, установленным нормативным актом Банка России, и требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации?

 

18.

Имеется ли в ЦК информационная политика с указанием периодичности раскрытия информации, степени детализации информации, перечня категорий лиц, на которых ориентировано раскрытие информации?

 

19.

Рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) ЦК выводы, сделанные внешним аудитором (внешними аудиторами) в ходе проведения аудита ЦК по вопросам оценки политики и практики корпоративного управления ЦК, адекватности и эффективности принципов и процедур внутреннего контроля и системы управления рисками ЦК?

 

20.

Имеется ли в ЦК общая стратегия развития ЦК и проводится ли ее мониторинг с учетом долгосрочных финансовых интересов ЦК, подверженности рискам и способности эффективно управлять ими?

 

21.

Имеются ли в ЦК внутренние документы, определяющие организацию работы совета директоров (наблюдательного совета) и его полномочия?

 

 

Примечания к заполнению таблицы 1.

К вопросам 5 и 6.

При оценке данных вопросов следует учитывать положения пункта 2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74, от 1 апреля 2009 года N 21, от 9 июля 2014 года N 63).

При выполнении условий, установленных пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и наличии в ЦК руководителя службы внутреннего аудита и руководителя службы внутреннего контроля ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно пункту 2.2 настоящей Методики.

К вопросу 9.

При оценке данного вопроса следует учитывать:

обеспечивают ли подотчетность службы внутреннего аудита ЦК и выполняемые ею функции независимость и беспристрастность данной службы;

обладают ли служащие (ответственные сотрудники) службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля ЦК достаточными знаниями о деятельности ЦК, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки для выполнения служебных обязанностей;

утверждаются ли ЦК планы проверок службы внутреннего аудита ЦК;

выполняются ли планы проверок службы внутреннего аудита ЦК и планы деятельности службы внутреннего контроля ЦК;

охватывают ли проверки службы внутреннего аудита ЦК все направления деятельности ЦК;

осуществляет ли служба внутреннего аудита и служба внутреннего контроля ЦК свою деятельность на постоянной основе;

контролирует ли служба внутреннего аудита ЦК полноту применения методологии оценки рисков и процедур управления рисками, установленных внутренними документами ЦК, оценку ее эффективности и соответствия характеру и масштабу совершаемых ЦК операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, оценку достоверности учета и отчетности ЦК и надежности функционирования внутреннего контроля ЦК за использованием автоматизированных информационных систем;

рассматривается ли советом директоров (наблюдательным советом) информация о принятых мерах по выполнению рекомендаций службы внутреннего аудита ЦК и устранению выявленных нарушений, ошибок и недостатков и принимаются ли эти рекомендации к исполнению подразделениями ЦК; информация о рекомендациях службы внутреннего контроля ЦК по управлению регуляторным риском и их применении;

создает ли ЦК условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего аудита своих функций;

предоставляется ли службой внутреннего аудита ЦК информация о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений совету директоров (наблюдательному совету) не реже одного раза в полгода;

выявлялись ли службой внутреннего аудита ЦК недостатки и нарушения в деятельности ЦК, устанавливаемые в ходе осуществления Банком России оценки качества управления ЦК.

К вопросу 15.

При оценке данного вопроса следует учитывать, что в случае отсутствия фактов выявления службой внутреннего аудита нарушений процедур управления рисками ответу на данный вопрос присваивается значение, равное 2, согласно пункту 2.2 настоящей Методики.

К вопросу 17.

При оценке данного вопроса следует учитывать, что лицо при назначении его на должность руководителя службы внутреннего контроля, руководителя службы внутреннего аудита ЦК и в течение всего периода осуществления функций по соответствующей должности, включая временное (более двух месяцев) исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 1 апреля 2014 года N 3223-У "О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 года N 32086 ("Вестник Банка России" от 9 июля 2014 года N 63) (далее - Указание Банка России N 3223-У), и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".".

1.3.3. В абзаце втором пункта 2.3 цифры "32" заменить цифрами "39".

1.3.4. В пункте 3.1:

в таблице 2 подпункта 3.1.1:

строку 13 изложить в следующей редакции:

"

13.

Проводит ли ЦК стресс-тестирование достаточности собственных средств (капитала) ЦК и клирингового обеспечения, а также обратное стресс-тестирование не реже одного раза в месяц?

 

";

дополнить строками 18 и 19 следующего содержания:

"

18.

Соответствует ли руководитель службы управления рисками ЦК квалификационным требованиям, установленным нормативным актом Банка России, и требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации?

 

19.

Осуществляет ли ЦК контроль за функционированием системы управления рисками ЦК на постоянной основе?

 

";

примечания к заполнению таблицы 2 изложить в следующей редакции:

"Примечания к заполнению таблицы 2.

К вопросу 2.

При оценке данного вопроса необходимо учитывать, установлены ли внутренними документами ЦК принципы управления рисками ЦК, порядок выявления, оценки и определения приемлемого уровня рисков ЦК, мониторинга и контроля за его соблюдением, а также перечень мер и порядок действий в случае выявления фактов несоответствия качества управления ЦК оценке "удовлетворительно", в отношении которого Банком России принято решение о признании качества управления ЦК удовлетворительным, и поддержания рисков ЦК на приемлемом уровне.

К вопросу 18.

При оценке данного вопроса следует учитывать, что лицо при назначении его на должность руководителя службы управления рисками ЦК и в течение всего периода осуществления функций по этой должности, включая временное (более двух месяцев) исполнение должностных обязанностей, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России N 3223-У, и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".";

в подпункте 3.1.4 цифры "34" заменить цифрами "38".

1.3.5. В строках 1 и 2 таблицы 6 подпункта 3.5.7 пункта 3.5 слова "рейтингом долгосрочной кредитоспособности в иностранной валюте, присвоенным" заменить словами "долгосрочным рейтингом эмитента, и (или) рейтингом выпуска ценных бумаг, и (или) рейтингом юридического лица, являющегося поручителем по соответствующему выпуску ценных бумаг (для ценных бумаг), и (или) рейтингом контрагента (для денежных средств в рублях и драгоценных металлов), и (или) суверенным рейтингом страны (для денежных средств в иностранной валюте), присвоенными".

1.3.6. В пункте 3.6:

в абзаце первом подпункта 3.6.6 слова "таблицы 8" заменить словами "таблицы 7";

в подпункте 3.6.7 слова "в таблице 8" заменить словами "в таблице 7".

ГАРАНТ:

В подпунктах 3.6.6 и 3.6.7 пункта 3.6 приложения 1 Указания Банка России от 3 декабря 2012 г. N 2919-У слова "таблицы 8" отсутствуют

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

3. Кредитная организация, осуществляющая функции центрального контрагента, в отношении которой Банком России принято решение о признании качества управления центрального контрагента удовлетворительным, должна обеспечить соответствие качества управления центрального контрагента требованиям настоящего Указания в течение 180 дней после дня его вступления в силу.

 

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Э.С. Набиуллина

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2015 г.
Регистрационный N 37087

 

Скорректирован порядок оценки качества управления кредитной организации - центрального контрагента (ЦК).

Так, изменена периодичность проведения оценки: не реже 1 раза в 2 года (а не в год).

Расширен перечень критериев оценки состояния внутреннего контроля и корпоративного управления. В частности, нужно также обращать внимание на то, как обеспечивается в ЦК распределение должностных обязанностей служащих в целях исключения конфликта интересов и условий его возникновения.

Дополнительно оценивается соответствие руководителя службы управления рисками требованиям к квалификации и к деловой репутации. Еще 1 критерий - наличие постоянного контроля за функционированием системы управления рисками ЦК.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

ЦК, в отношении которого Банком России принято решение о признании качества его управления удовлетворительным, должен обеспечить выполнение новых требований в течение 180 дней после даты их вступления в силу.


Указание Банка России от 6 апреля 2015 г. N 3612-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 3 декабря 2012 года N 2919-У "Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2015 г.
Регистрационный N 37087


Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России"


Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 14 мая 2015 г. N 42


Положением Банка России от 1 ноября 2018 г. N 658-П настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2019 г.