Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 октября 2014 г. N 03-01-18/51470
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, совершает управляющая компания от своего имени, указывая, что она действует в качестве доверительного управляющего.
При этом согласно статье 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации управляющая компания паевого инвестиционного фонда, действующая в качестве доверительного управляющего, является коммерческой организацией, за исключением унитарного предприятия.
В связи с этим следует отметить, что в силу пункта 1 статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Соответственно, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, действующая в качестве доверительного управляющего, является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.
Следует также отметить, что правила, предусмотренные разделом V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса (в том числе по налогу на прибыль организаций).
При этом при применении положений статьи 105.14 Кодекса необходимо учитывать следующее.
Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, пунктом 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
Следовательно, при расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам.
Согласно статье 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
При определении суммы доходов по сделкам, совершенным в рамках доверительного управления имуществом, составляющим обособленный имущественный комплекс - паевой инвестиционный фонд, следует также учитывать особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленные абзацем первым пункта 2 статьи 276 Кодекса.
Таким образом, при определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса, по мнению Департамента, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса.
Учитывая изложенное, при исчислении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми необходимо руководствоваться совокупностью положений раздела V.1 и главы 25 Кодекса.
Одновременно сообщается, что об указанных в статье 105.14 Кодекса контролируемых сделках, совершенных в календарном году, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы в порядке, установленном статьей 105.16 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что управляющая компания ПИФа, действующая в качестве доверительного управляющего, является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.
При определении суммы доходов по сделкам, совершенным в рамках доверительного управления имуществом, составляющим обособленный имущественный комплекс - ПИФ, следует учитывать, что в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы. При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 октября 2014 г. N 03-01-18/51470
Текст письма официально опубликован не был