Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 сентября 2014 г. N 03-03-06/1/47329
Вопрос: При несвоевременной оплате потребителями полученной тепловой энергии возникает задолженность, которая может быть передана исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации по соглашению об уступке права требования согласно пункту 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Таким образом, задолженность возникает изначально за реализованную тепловую энергию, т.е. связана с реализацией, как на это указано в статье 266 НК РФ, но в силу положений постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 она переуступается исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации.
В связи с чем возникает вопрос распространения правил формирования резерва по сомнительным долгам на данную ситуацию.
При этом НК РФ не регулирует ситуацию о включении в состав резерва по сомнительным долгом задолженности, приобретенной по договору уступки прав требования.
Имеет ли налогоплательщик (ресурсоснабжающая организация) право включить в состав резерва по сомнительным долгам задолженность, полученную по договору уступки права требования, при условии, что заключение такого договора согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 является способом оплаты исполнителем коммунальных услуг поставленного ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Пунктом 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 определено, что в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Статьей 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при уступке (переуступке) права требования.
Сомнительным долгом, в соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ, признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Так как сумма долга по сделке по приобретению права требования не связана с реализацией товаров (работ, услуг), она не может быть учтена в составе внереализационных расходов в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются убытки, возникшие при переуступке права требования долга налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что сумма долга по сделке по приобретению права требования не связана с реализацией товаров (работ, услуг), она не может быть учтена в составе внереализационных расходов в целях налогообложения прибыли.
Согласно НК РФ в состав внереализационных расходов включаются убытки, возникшие при переуступке права требования долга налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг).
Одновременно сообщается, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от нее определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 сентября 2014 г. N 03-03-06/1/47329
Текст письма официально опубликован не был