Письмо ГТК РФ от 7 мая 1997 г. N 03-10/8493 "О состоянии работы по борьбе с должностными преступлениями и обеспечению безопасности деятельности таможенных органов в I квартале 1997 г." (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом ГТК РФ от 12 мая 2003 г. N 490 в настоящее письмо внесены изменения

См. текст письма в предыдущей редакции


Письмо ГТК РФ от 7 мая 1997 г. N 03-10/8493
"О состоянии работы по борьбе с должностными преступлениями и обеспечению безопасности деятельности таможенных органов в I квартале 1997 г."

С изменениями и дополнениями от:

12 мая 2003 г.


В соответствии с приказом ГТК России от 21.04.97 N 219 направляю аналитическую записку о состоянии работы по борьбе с должностными правонарушениями в таможенных органах.

Анализ состояния работы по борьбе с должностными преступлениями и обеспечению безопасности деятельности таможенных органов показывает, что, несмотря на принимаемые меры, в таможенных органах не сокращается, а в ряде таможен увеличивается, количество должностных правонарушений, не обеспечен коренной перелом в укреплении дисциплины, обеспечении упреждающего, активного и наступательного воздействия на нарушителей закона и лиц, потворствующих им.

В первом квартале по подозрению в совершении должностных преступлений правоохранительными органами задерживалось 69 сотрудников (в I квартале 1996 г. - 52). В отношении 49 таможенников возбуждены уголовные дела.

67% должностных преступлений вскрыто с участием службы собственной безопасности таможенных органов (в 1996 г. - около 40%).

Кроме того, на 9 человек возбуждены дела за совершение общеуголовных преступлений.

Необходимо отметить следующие особенности сложившейся оперативной обстановки:

- тенденция роста преступлений, совершенных на корыстной основе. 72% сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности за должностные преступления обвинялись в получении взяток (26%), злоупотреблении служебным положениям (24%) и содействии контрабанде (22%) за вознаграждение;

- активизировались попытки преступных группировок по втягиванию должностных лиц таможен в преступную деятельность за счет шантажа, подкупа, усиления морального и физического воздействия. Увеличилось число руководителей различных подразделений таможенных органов, прямо или косвенно втянутых в совершение преступных деяний. За злоупотребление служебным положением и другие должностные преступления привлечены к уголовной ответственности начальник Ульяновской таможни ГСТС-3 Бошков В.Л., заместители начальников Подольской (Ашурков О.М.) и Калмыцкой (Осичкин В.И., Щепин А.Г.) таможен, начальник Бердского таможенного поста Новосибирской таможни (Соломатов С.П.), а также ряд начальников отделов в Благовещенской, Калужской, Багратионовской и Калмыцкой таможнях;

- значительно возросло количество преступлений, совершавшихся группами сотрудников по предварительному сговору. Анализ материалов расследования показывает, что наиболее часто преступления подобного рода совершаются при организации оформления автотранспортных средств и грузов (Толмачевская, Благовещенская, Восточная таможни, МАГТ), взимании платежей за таможенное оформление автомобилей иностранного производства физическими лицами (Новосибирская, Калмыцкая таможни), организации контроля доставки товаров (Курганская, Балтийская, Орская таможни);

- криминальные структуры и недобросовестные участники ВЭД продолжают наращивать усилия по добыванию и накоплению в преступных целях информации о служебной деятельности таможенных подразделений, наличии уязвимых мест в технологических схемах таможенного оформления. В этих целях особое внимание уделяется отделам контроля доставки товаров, подразделениям ГНИВЦ. В феврале с.г. за незаконный съем информации с ЭВМ по заданию криминальных структур арестован и привлечен к уголовной ответственности и.о. начальника отдела АСУ Калининградской таможни Ежов В.Е.;

- особую опасность представляет тенденция увеличения преступлений, в том числе и должностных, совершаемых сотрудниками правоохранительного блока таможенных органов. За три месяца текущего года к уголовной ответственности привлечено 9 сотрудников (за весь 1996 год - 18) отделов дознания, административных расследований и борьбы с таможенными правонарушениями Набережночелнинской, Калмыцкой, Калужской, Багратионовской, Неманской таможен.

Полная бесконтрольность со стороны начальника Калмыцкой таможни и СКТУ за деятельностью правоохранительного блока таможни привела к тому, что оказались вовлеченными в противоправную деятельность и были арестованы заместитель начальника таможни по правоохранительной работе, начальники отделов административных расследований и борьбы с таможенными правонарушениями. Кроме того, за незаконное приобретение конфискованного автомобиля арестован заместитель начальника по личному составу Калмыцкой таможни. В результате работа правоохранительного блока таможни парализована, нанесен ущерб авторитету всех таможенных органов как субъекту правоохранительной деятельности.

Неразборчивость в связях, корыстолюбие и моральная нечистоплотность послужили причинами того, что начальник ОСБ Благовещенской таможни Трикозин А.А. по сути стал соучастником преступления, фактически содействуя контрабанде товаров;

- отсутствие тщательного контроля за подбором и изучением кадров в Набережночелнинской таможне не позволило своевременно выявить использование подложных документов (диплом о высшем образовании) старшим инспектором отдела административных расследований Ивановым В.А. и предотвратить незаконное получение им более 1 млн. руб. по поддельным справкам-вызовам на заочное обучение.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о заметном ухудшении качества воспитательно-профилактической работы с личным составом таможенных органов, беспринципности со стороны отдельных руководителей в вопросах подбора и расстановки кадров.

Управление собственной безопасности до сих пор не сумело организовать целостную систему комплексных мер по выявлению предпосылок к совершению должностных правонарушений и своевременному очищению сферы таможенной деятельности от недобросовестных сотрудников.

В значительной степени негативное влияние на организацию эффективной борьбы с должностными правонарушениями оказывают:

- пассивная реакция таможенного руководства на выявленные правонарушения и преступления со стороны сотрудников;

- плохая организация взаимодействия с другими правоохранительными органами при проведении совместных специальных мероприятий.

- отсутствие четкой системы оповещения о фактах злоупотреблений, которые могут повлечь за собой совершение преступления.

Такое положение приводит к неинформированности руководства таможенных органов о реальном состоянии дел, не позволяет проводить наступательную политику по устранению недостатков, не дает возможность в должной мере координировать усилия всех служб таможенных органов по обеспечению надежной физической защиты сотрудников, профилактике, выявлению и пресечению преступлений, своевременному предотвращению нанесения ущерба государственным интересам.

Доклады руководству ГТК России, в Управление собственной безопасности и УК и УЗ, как правило, только констатируют уже совершившиеся факты происшествий или преступлений, не содержат анализа их причинно-следственных связей и экспертных оценок функциональных подразделений (ОТО и ТК, ОБТП и др.), что снижает эффективность выявления правонарушителей, а также препятствует созданию системы профилактических мер, исключающих повторение правонарушений. Результаты дальнейших расследований представляются нерегулярно, только по дополнительному запросу, и не используются на местах для корректировки процесса воспитательно-профилактической работы.

Так, сведения о факте проведения специального мероприятия правоохранительными органами на таможенном посту "Западный" МАГТ МТ в марте 1997 года поступили в УСБ со значительным опозданием. Наличие предварительной информации о нарушениях на посту не было использовано отделами СБ МТУ и таможни для проведения элементарных проверок по выявлению нарушителей и принятию адекватных мер по наведению порядка. Как результат, не таможенные, а другие правоохранительные органы выявили признаки правонарушений в деятельности 10 сотрудников таможенного поста.

Отсутствие контроля за личным составом привело к тому, что сведения о безвестном отсутствии сотрудников, а также об установлении дальнейшем их местонахождения, из Курской, Рязанской и Санкт-Петербургской таможен представлялись несвоевременно и по сути только дезориентировали руководство и региональных таможенных управлений и ГТК России. Более того, установлено, что отдельные сотрудники используют подобную бесконтрольность для совершения сомнительных сделок, пособничества преступникам в незаконной деятельности, в том числе и в служебное время. Так, в ходе расследования обстоятельств отсутствия на службе ведущего инспектора ОТО и ТК N 1 Рязанской таможни Платошина Ю.В., выявлено его участие в контрабандном перемещении импортной мебели без таможенного оформления на сумму 27 тыс. долларов (в отношении него возбуждено уголовное дело). Инспектор отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Калининградской таможни Фисунов А.П. без соответствующего уведомления и разрешения руководства таможни выехал на личном автотранспорте в Польшу, где, находясь в состоянии опьянения, совершил ДТП, приведшее к гибели гражданина Польши (приговорен судом к двухмесячному содержанию в тюрьме г. Старград-Щецинский).

Замалчивание и непринятие своевременных мер по разрешению чрезвычайной ситуации в Толмачевской таможне привело к нападению на сотрудника таможни и может повлечь еще более тяжелые последствия.

Следует отметить, что в целом количество нападений на таможенников и членов их семей по сравнению с аналогичным периодом 1996 года несколько снизилось (31 - в 1997 г., 48 - в 1996 г.). В 25% случаев в результате принятых мер нападавшие задерживались (в 1996 г. - 17%). Однако анализ происшествий указывает на увеличение числа нападений, носящих заказной характер, с целью физического воздействия на сотрудников, проявляющих принципиальность в исполнении служебного долга. При этом основными объектами нападений стали сотрудники отделов ТО и ТК, собственной безопасности, административных расследований и борьбы с нарушителями таможенных правил. Причинно-следственная связь с исполнением служебных обязанностей установлена при расследовании фактов угроз и нападений на сотрудников ОСБ МТУ (Служинин В.Л.), Щелковской (Лопаткин В.Ю.) и Багратионовской (Вахитов В.М.) таможен, отделов административных расследований и борьбы с таможенными правонарушениями Оренбургской (Завадский О.Е.), Сочинской (Пауков В.В.), Брянской (Родителев Н.П.) таможен, СЗТУ (Соколов Н.И.). В ряде случаев нападения являлись прямым следствием участия отдельных таможенников в сомнительного рода сделках, связанных со взятыми и не выполненными обязательствами по предоставлению незаконных услуг криминальным структурам (как правило, факты и обстоятельства таких нападений таможенниками не афишируются).

Наибольшую опасность представляет появление факторов захвата таможенников и членов их семей в качестве заложников с последующим требованием выкупа. Такие случаи произошли в ДТУ (похищен заместитель начальника по оперативной работе т/п "Аэропорт" Махачкалинской таможни Назаров И.Н., с его брата Шахназарова, заместителя начальника ДТУ, требуют выкуп 500 тыс. долларов), Северо-Осетинской (был похищен и за выкуп возвращен сын главного инспектора т/п "Аэропорт" Ваниева Х.И.) и в Иркутской таможнях (похищена с целью получения денег, а затем возвращена инспектор отдела бухгалтерского учета и контроля Сопкалова Е.Н.). При этом, если факты захвата заложников в Северо-Кавказском регионе в определенной степени связаны с ухудшением общей криминогенной обстановки, то захват заложников в других регионах отражает тенденцию усиления целенаправленного силового воздействия со стороны преступников на таможенников с целью шантажа и вымогательства денег.

Основными причинами низкой эффективности работы по выявлению лиц, нападавших на сотрудников и членов их семей, являются отсутствие должного контроля за деятельностью таможенников, невыполнение ими требований инструкций по правилам обеспечения собственной безопасности, отсутствие тщательно отработанных схем оповещения о нападениях, моделей поиска пропавших сотрудников, вариантов организации взаимодействия с другими правоохранительными органами с четкой регламентацией - с кем, в каком случае, по каким вопросам и каналам связи, с привлечением каких средств организуется взаимодействие.

Службой собственной безопасности без должной инициативы и крайне медленно реализуется система мер по обеспечению безопасности таможенников и таможенных органов в целом. До сих пор не во всех таможнях отработан вопрос формирования для организации физической защиты сотрудников групп быстрого реагирования с выделением автотранспорта, оружия и необходимых специальных средств. Расследование обстоятельств происшествий осуществляется поверхностно, без выяснения всех причинно-следственных связей. Не проявляется инициатива в вопросе создания с другими правоохранительными органами постоянно действующих совместных групп по поиску пропавших без вести и освобождению заложников из числа таможенников и членов их семей.

Оснащение подразделений собственной безопасности вооружением, специальной техникой и имуществом согласно "Табелю положенности" в абсолютном большинстве таможен не осуществляется, что в значительной мере снижает возможности таможенных органов в плане организации эффективной системы мер по обеспечению безопасности деятельности таможенных органов и таможенников.

Исходя из вышеизложенного, Управление собственной безопасности во втором квартале 1997 года планирует в ходе полномасштабного развертывания оперативно-розыскной деятельности обратить особое внимание на выработку мер по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений в деятельности подразделений таможенного оформления и таможенного контроля и отделов контроля доставки товаров, а также по ограждению их от воздействия криминальных структур, укрепления взаимодействия с подразделениями правоохранительного блока, организацию системы оперативного информирования о происшествиях и подготовку методик проведения служебных расследований в интересах обеспечения благоприятных условий для решения основной задачи таможенных органов по пополнению доходной части федерального бюджета.

При организации взаимодействия с другими правоохранительными органами в первую очередь будут решаться вопросы обмена оперативной информацией, проведения совместных операций, отработки практических вариантов поиска и освобождения заложников из числа таможенников, а также нейтрализации угроз и нападений.

В этих целях разрабатывается нормативная база сотрудничества по конкретным вопросам между управлениями и подразделениями собственной безопасности правоохранительных органов Российской Федерации.


Начальник Управления
собственной безопасности

Б.М. Гутин



Письмо ГТК РФ от 7 мая 1997 г. N 03-10/8493 "О состоянии работы по борьбе с должностными преступлениями и обеспечению безопасности деятельности таможенных органов в I квартале 1997 г."


Текст письма официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ ГТК РФ от 12 мая 2003 г. N 490


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.