Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 августа 2014 г. N 03-11-11/43473
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с порядком применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения, и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в пункте 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере.
Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 Кодекса расходов более чем на 50 процентов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50 процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах в порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Соответственно, порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере (фиксированных платежей), установленный частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Кроме того, возможность уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300 000 руб., положениями главы 26.2 Кодекса не предусмотрена.
Также следует отметить, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ИП, применяющие УСН с объектом "доходы", производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, уменьшают сумму налога (авансов) на страховые взносы в ПФР и ФОМС как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50%.
Как пояснил Минфин России, возможность уменьшения суммы налога по УСН налогоплательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам, на величину страховых взносов в размере 1% от дохода, превысившего 300 тыс. руб., НК РФ не предусмотрена.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 августа 2014 г. N 03-11-11/43473
Текст письма официально опубликован не был