Письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. N 02-01-10/25454
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращения по вопросу использования субсидии, предоставленной автономному учреждению в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная соответствующим публично-правовым образованием (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ и (или) оказания услуг в установленных федеральными законами сферах.
Основной деятельностью признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется путем предоставления им из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидий на иные цели (целевых субсидий) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом целевая субсидия может быть предоставлена автономному учреждению в случае необходимости проведения процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам учреждения, носящим непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг (работ) (например, капитальный ремонт, проведение разовых мероприятий, в том числе, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.).
Кроме того, согласно положениям статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Положениями статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).
На основании изложенного, участие автономного учреждения в хозяйственном обществе возможно в порядке, установленном статьей 3 Федерального закона N 174-ФЗ, путем внесения с согласия учредителя предусмотренного федеральным законом недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также денежных средств, полученных учреждением от оказания платных услуг, в уставный (складочный) капитал указанного общества.
Вместе с тем, осуществление автономным учреждением полномочий учредителя (участника) иного юридического лица (например, хозяйственного общества) в качестве основной деятельности, а также предоставление учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации целевой субсидии на осуществление такой деятельности, по мнению Минфина России, не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как автономное учреждение, и целям предоставления учреждению субсидий, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям.
Так, в соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг могут быть предоставлены в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из приоритетов развития региона, будет принято решение о целесообразности предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат коммерческим организациям, созданным, в том числе, в форме хозяйственных обществ, указанные субсидии могут быть предоставлены данным организациям, при условии соблюдения норм, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, участие автономного учреждения в хозяйственном обществе возможно путем внесения с согласия учредителя предусмотренного федеральным законом недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также денежных средств, полученных учреждением от оказания платных услуг, в уставный (складочный) капитал указанного общества.
Вместе с тем, осуществление автономным учреждением полномочий учредителя (участника) иного юрлица (например, хозяйственного общества) в качестве основной деятельности, а также предоставление учреждению из соответствующего бюджета целевой субсидии на осуществление такой деятельности, по мнению Минфина, не соответствует целям создания автономного учреждения и целям предоставления учреждению субсидий.
При этом бюджетным законодательством предусмотрена возможность предоставления субсидий коммерческим организациям.
Если высшим исполнительным органом субъекта Федерации, исходя из приоритетов развития региона, будет принято решение о целесообразности предоставления из своего бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат коммерческим организациям, созданным в т. ч. в форме хозяйственных обществ, указанные субсидии могут быть предоставлены данным организациям, при условии соблюдения бюджетного законодательства.
Письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. N 02-01-10/25454
Текст письма официально опубликован не был