Приказ Таможенного комитета Сообщества от 25 февраля 1997 г. N 1 "О решении коллегии Таможенного комитета Сообщества "О концепции создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Сообщества"

Приказ Таможенного комитета Сообщества от 25 февраля 1997 г. N 1
"О решении коллегии Таможенного комитета Сообщества
"О концепции создания Единой автоматизированной информационной
системы Таможенного комитета Сообщества"


Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии Таможенного комитета Сообщества от 30 января 1997 года "О концепции создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Сообщества" (прилагается).

Во исполнение указанного решения приказываю:

1. Ответственным за осуществление предусмотренных решением мер обеспечить их своевременное выполнение.

2. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н.Чупланов), ГНИВЦ ГТК России (Ю.А.Чеботов), Управлению таможенной статистики и информационных технологий ГТК Республики Беларусь (А.Л.Романовский) в ноябре 1997 года информировать коллегию Таможенного комитета Сообщества о ходе реализации утвержденной концепции создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Сообщества.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России Ануфриеву Г.М., первому заместителю Председателя ГТК Республики Беларусь Макаревичу В.В.


Председатель Комитета

А.С.Круглов



Решение коллегии Таможенного комитета Сообщества
от 30 января 1997 г.
"О концепции создания Единой автоматизированной информационной
системы Таможенного комитета Сообщества"


1. Представленную концепцию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Сообщества (ЕАИС ТКС) с единым Центром утвердить (приложение 1).

Установить, что разработку и внедрение ЕАИС ТКС ведут совместно ГНИВЦ, Региональное информационно-техническое таможенное управление ГТК России и Управление таможенной статистики и информационных технологий Республики Беларусь.

2. ГНИВЦ ГТК России (Ю.А.Чеботов) совместно с УТС И ИТ ГТК Республики Беларусь (А.Л.Романовский) до 30.03.97 разработать и представить на утверждение в Таможенный комитет Сообщества программу создания ЕАИС ТКС с расчетами потребности в техническом обеспечении и объемов финансирования по каждому этапу работ.

3. Установить, что в ЕАИС ТКС действуют единые информационные таможенные технологии стран Сообщества, приоритетными из которых считать приведенные в приложении 2.


Председатель коллегии,
председатель Таможенного
комитета Сообщества

А.С.Круглов



Приложение 1


Концепция
создания Единой автоматизированной информационной системы
Таможенного комитета Сообщества (ЕАИС ТКС)
Российской Федерации и Республики Беларусь


         Аннотация                                                      
         Введение                                                       
      1. Общие положения                                                
      2. Цели и задачи  создания ЕАИС ТКС и формирования информационного
         пространства Сообщества                                        
      3. Основные   принципы     разработки  ЕАИС   ТКС  и  формирования
         информационного пространства Сообщества                        
      4. Нормативно-правовые механизмы создания ЕАИС ТКС  и формирования
         информационного пространства Сообщества                        
      5. Формирование, поддержка и использование информационных ресурсов
         в информационном пространстве Сообщества                       
      6. Создание   и   развитие   средств   поддержки    и  обеспечения
         информационных процессов в информ. пространстве Сообщества     
      7. Обеспечение    информационной  безопасности   в  информационном
         пространстве Сообщества                                        
      8. Единая  автоматизированная   информационная система  таможенных
         служб государств-участников Сообщества (ЕАИС ТКС)              
      9. Организационные основы  формирования и развития информационного
         пространства Сообщества                                        
      10. Этапы   создания  ЕАИС   ТКС  и  формирования  информационного
          пространства Сообщества                                       
      11. Финансово-экономические   принципы  формирования и обеспечения
          развития информационного пространства Сообщества              
          Заключение                                                    

Аннотация


Проект Концепции создания ЕАИС ТКС (далее Концепция) базируется на принятых ранее соглашениях государств-участников Сообщества по сотрудничеству в сфере обмена информацией и создания единого информационного пространства таможенной службы.

При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей таможенных служб государств Сообщества и Советом руководителей таможенных служб стран СНГ.

В Концепции были использованы также материалы по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом Комитете СНГ.

Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Сообщества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества таможенных служб и развитии информационных обменов.

Основные положения Концепции отражают:

- приоритетные цели и интересы проведения согласованной на государственном и ведомственном уровнях политики формирования информационного пространства Сообщества;

- принципы и организационные основы сотрудничества в сфере развития информационных и телекоммуникационных систем;

- механизмы и условия реализации согласованных мероприятий и программ по созданию и развитию совместных информационных технологий.

Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем, подготовленных в государствах Сообщества.


Введение


Межгосударственные обмены таможенной информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств Сообщества в широкомасштабную задачу создания ЕАИС ТКС формирования единого информационного пространства таможенных служб.

Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуется выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Сообщества.

Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств-участников Сообщества.

Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:

- определение приоритетных направлений сотрудничества государств-участников Сообщества по развитию межгосударственных информационных обменов;

- предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества государств Сообщества с учетом их национальных интересов и приоритетов.

Решение указанных задач является началом процессов по созданию качественно новой информационной среды и формированию информационного пространства Сообщества на базе ЕАИС ТКС.


1. Общие положения


Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе к информационной ориентации развития экономики и общества.

Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.

Формирование информационного пространства таможенных служб позволит полнее координировать их деятельность создавать благоприятные условия для функционирования внешней торговли, проводить согласованную политику в различных сферах таможенного оформления и контроля.

В области формирования информационного пространства существуют закономерности, общие для государств Сообщества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств-участников Сообщества является линейным и скорости вхождения каждого из государств в информационное пространство могут быть различны.

Исходя из этого, Концепция предусматривает:

- этапы формирования и развития информационного пространства сообщества;

- нормативно-правовую базу взаимодействия в информационной сфере;

- повышение эффективности информационного взаимодействия по согласованным сферам таможенной деятельности;

- защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.

Концепция является частью сотрудничества государств-участников Сообщества в сфере информации и телекоммуникаций и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества по согласованным сферам таможенной деятельности.


2. Цели и задачи создания ЕАИС ТКС и формирования
информационного пространства Сообщества


Главной целью работ по созданию ЕАИС ТКС и по формированию информационного пространства государств-участников Сообщества является обеспечение взаимодействия на взаимовыгодной основе национальных информационных пространств государств-участников Сообщества с учетом интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах таможенной деятельности.

Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Сообщества:

1. Разработка правовых основ, выработка и принятие межгосударственных документов о единых правилах таможенного оформления и контроля.

2. Разработка правовых основ доступа к информационным ресурсам.

3. Принятие согласованных мер по созданию информационно-телекоммуникационных систем в государствах Сообщества на основе кооперации и разделения труда.

4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Сообщества.

Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции по созданию ЕАИС ТКС и формирования информационного пространства Сообщества.


3. Основные принципы разработки ЕАИС ТКС и
формирования информационного пространства Сообщества


Разработка ЕАИС ТКС и формирование информационного пространства таможенных служб Сообщества осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- соблюдения суверенных прав государств на независимое формирование своего информационного пространства;

- соблюдения основных принципов, заложенных в международных документах и принятых соглашений и договоров Сообщества в области межгосударственного обмена информацией;

- взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;

- обеспечение достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств-участников Сообщества;

- экономической целесообразности участия каждого государства в реализации мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных систем;

- сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств-участников Сообщества;

- соблюдение норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств-участников Сообщества в области информации;

- проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие информационных систем государств-участников Сообщества;

- использование наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;

- признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации;

- взаимной заинтересованности в расширении возможностей по налаживанию постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Сообществе.

Указанные принципы относят вопросы создания ЕАИС ТКС и деятельность по формированию информационного пространства к приоритетным задачам межгосударственного уровня, которые должны находиться под постоянным контролем руководителей таможенных служб Сообщества.


4. Нормативно-правовые механизмы создания ЕАИС ТКС
и формирования информационного пространства Сообщества


Интересы создания ЕАИС ТКС и формирования информационного пространства государств-участников Сообщества обуславливают следующие первоочередные направления деятельности по развитию национальной нормативно-правовой базы в этой области:

- регулирование отношений собственности на информацию, информационные ресурсы, информационные структуры и технологии;

- регулирование доступа к информации;

- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;

- защита авторских прав субъектов на основе международного права.

Важнейшим направлением в области совершенствования законодательства в сфере информации для государств-участников Сообщества является участие их представителей в работе международных организаций, а также организация обмена правовой информацией между ними.

Создание интегрированных ЕАИС таможенных служб России и Республики Беларусь в полном объеме должно осуществляться на соблюдении ряда требований обеими сторонами по обеспечению совместимости и дальнейшему единению:

1. Правовых основ таможенного дела.

2. Методологий организации и проведения таможенного оформления.

3. Состава применяемых документов и документооборотов.

4. Систем финансово-хозяйственной деятельности.

5. Систем государственной и внутриведомственной статотчетности.

6. Издаваемых законодательных и нормативных актов и т.п.

Для систем подобного рода, кроме соблюдения перечисленных требований, надо добиться:

- технической и форматно-логической совместимости вычислительной техники и программных средств;

- информационной совместимости на базе единой НСИ;

- единой системы идентификации товаров, транспортных средств, участников ВЭС и т.п.;

- унификации структур электронных записей входных и выходных сообщений;

- совместимости протоколов телекоммуникационных средств передачи данных и т.п.

Нормативно-правовые аспекты проблемы формирования информационного пространства государств-участников Сообщества целесообразно обсуждать по отдельным элементам и формам информационного взаимодействия в соответствии с интересами и приоритетными направлениями формирования информационного пространства Сообщества.


5. Формирование, поддержка и использование информационных
ресурсов в информационном пространстве Сообщества


Совместное использование национальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии с межгосударственными и межведомственными решениями и соглашениями.

Для реализации этой цели следует создать взаимовыгодные условия для местных и зарубежных пользователей на доступ к национальным ресурсам.

При организации доступа к информационным ресурсам будут осуществляться подходы, основанные на взаимовыгодном обмене информацией.

На государственном уровне решаются вопросы:

- законодательного регламентирования процедур доступа к информационным ресурсам;

- прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей информационных ресурсов;

- обеспечение устойчивости и надежности информационного обслуживания.


6. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения информационных
процессов в информационном пространстве Сообщества


Государства-участники Сообщества осуществляют мероприятия по развитию информационно-телекоммуникационных систем и обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления информационных процессов в тех случаях, когда это имеет важное значение с точки зрения их интересов создает новые возможности информационных обменов для развития сотрудничества в соответствии с межгосударственными соглашениями и международными нормами.

Для унификации и повышения оперативности межгосударственного документооборота в государствах Сообщества создают условия, позволяющие решать проблему электронной передачи документов.

Государства-участники Сообщества создают экономические, институциональные и правовые условия для формирования механизмов межгосударственного сотрудничества в области автоматизации функций таможенного дела.


7. Обеспечение информационной безопасности в
информационном пространстве Сообщества


Одной из важнейших проблем формирования информационного пространства государств-участников Сообщества является обеспечение каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего информационного суверенитета, а также защиты и сохранности информационных ресурсов Сообщества.

Практическое решение вопросов обеспечения национальной информационной безопасности, привлечения к ответственности за угрозу или нарушение информационной безопасности в каждом из государств Сообщества осуществляется в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, нормами международного права, а также соответствующими межгосударственными соглашениями.


8. Единая автоматизированная информационная система
таможенных служб государств-участников Сообщества (ЕАИС ТКС)


ЕАИС ТКС является составной частью информационного пространства государств Сообщества и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств между собой и органами Сообщества по вопросам таможенного законодательства, таможенного оформления и контроля.

Состав подсистем, создаваемых в рамках ЕАИС ТКС и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами Сообщества двусторонних соглашений.

Интеграция действующих в рамках ЕАИС ТКС подсистем государств Сообщества должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного опыта и научно-технического задела.

Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования ЕАИС ТКС должно базироваться на единых законодательствах государств-участников Сообщества и международных законодательных актах, обязательных к выполнению обеими сторонами.

Перечень информационных таможенных технологий, предлагаемый для реализации в ЕАИС ТКС представлен в Таблице 1.


9. Организационные основы формирования и развития
информационного пространства Сообщества


Реализация решений по формированию информационного пространства государств-участников Сообщества осуществляется на основе пакета существующих и разрабатываемых межгосударственных соглашений, которые обеспечивают организацию и правовое регулирование отношений в сфере информации и информатизации.

Задача создания межгосударственных информационных систем, как составной части информационного пространства Сообщества, решается соответствующими межгосударственными и отраслевыми органами. Свою работу они проводят руководствуясь принятыми на межгосударственном уровне решениями, в том числе и данной Концепцией.


10. Этапы создания ЕАИС ТКС и формирования
информационного пространства Сообщества


Создание ЕАИС ТКС и формирование информационного пространства Сообщества является масштабной и сложной задачей. Ее решение потребует от государств-участников Сообщества координации усилий в процессе реализации широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.

В укрупненном виде стратегия деятельности по разработке ЕАИС ТКС и формированию информационного пространства должна включать следующие два основных этапа.

Первый этап 1997 - 1998 гг. На первом этапе будет осуществлена проработка технических и организационных вопросов информационного взаимодействия государств-участников Сообщества. Результаты этой ранты должны быть представлены в согласованном на межгосударственном уровне Перспективном плане подготовки документов по реализации Концепции формирования информационного пространства.

Необходимо разработать проект интегрированной автоматизированной системы на базе уже имеющихся наработок обеих сторон с максимальным использованием их при создании системы.

Первоочередными подсистемами, как составляющими ЕАИС первой очереди таможенной службы России и Республики Беларусь, необходимо считать автоматизированную систему контроля доставки товаров (АС КДТ), следующих через территории Республики Беларусь в Россию и транзитом через нее, и автоматизированную систему ведения таможенной статистики внешней торговли Сообщества.

На втором этапе сотрудничества необходимо разработать проект интегрированной автоматизированной системы ЕАИС таможенных служб России и Республики Беларусь в полном объеме с охватом автоматизации всех таможенных подсистем ("Таможенные платежи", "Валютный контроль", "Борьба с нарушителями таможенных правил и контрабандой", "Таможенно-тарифное регулирование", "Организация таможенного контроля пассажиров и отдельно следующего багажа" и др.).

Второй этап 1998 - 2000 гг. На этом этапе предполагается обеспечить широкий доступ граждан государств Сообщества, органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности к национальным информационным ресурсам в согласованных сферах.

Будет углублено взаимодействие информационных систем, обеспечивающих постоянное развитие межгосударственных информационных обменов по согласованным сферам деятельности.

Будут созданы политические, экономические и технические условия для межгосударственной кооперации в сфере информации и информатизации.

Будут в основном согласованы правовые основы и механизмы осуществления межгосударственного информационного обмена.


11. Финансово-экономические принципы формирования и
обеспечения развития информационного пространства Сообщества


Для достижения целей формирования информационного пространства необходимы значительные объемы финансирования.

Источниками финансирования могут быть:

- средства бюджетов межгосударственных органов, предназначенных на развитие их информационных систем;

- средства, получаемые в рамках программы технического содействия по международным программам;

- финансовые ресурсы государств, выделяемые на развитие собственных информационных пространств;

- средства из внеплановых доходов таможенных служб и т.п.


Заключение


Межгосударственное сотрудничество в сфере информации и информатизации достаточно динамично.

Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее соглашениях в этой сфере начинает работать и служит достаточной нормативно-правовой базой для налаживания сотрудничества и принятия конкретных практических решений в государствах Сообщества.


Приложение 2

Таблица 1


Перечень информационных таможенных технологий,
предлагаемый для реализации в ЕАИС ТКС

 /----------------------------------------------------------------------\
 |   N   |                              Наименование                    |
 |   п/п |                                                              |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   1   | Ведение и  публикация таможенной статистики внешней торговли |
 |       | Сообщества.                                                  |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   2   | Контроль доставки товаров внутренним транзитом и транзитом.  |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   3   | Контроль правильности начисления и полнотой взимания тамо-   |
 |       | женных платежей в бюджет.                                    |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   4   | Таможенно-банковский валютный контроль репатриации экспорт-  |
 |       | ных  валютных поступлений во внешней торговле                |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   5   | Таможенно-банковский импортный валютный контроль.            |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   6   | Контроль исполнения бартерных операций.                      |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   7   | Контроль исполнения лицензий и квот, включая контроль вывоза |
 |       | стратегического сырья и товаров двойного применения.         |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   8   | Информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями |
 |       | таможенных правил, в том числе с незаконной перевозкой нар-  |
 |       | котиков, оружия, валюты и антиквариата.                      |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   9   | Таможенный контроль переработки товаров вне таможенной тер-  |
 |       | ритории Сообщества.                                          |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   10  | Таможенный контроль переработки на таможенной территории     |
 |       | Сообщества и под таможенным контролем.                       |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   11  | Таможенный контроль временного ввоза-вывоза товаров на тер-  |
 |       | риторию Сообщества.                                          |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   12  | Информационная поддержка таможенно-тарифного регулирования   |
 |       | внешней торговли Сообщества.                                 |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   13  | Таможенный контроль за СВХ, таможенными складами.            |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   14  | Контроль магазинов беспошлинной торговли и свободных         |
 |       | таможенных зон.                                              |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   15  | Контроль наличия, движения и реализации конфиската.          |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   16  | Информационный контроль делопроизводства и исполнения в тамо-|
 |       | женной службе: Постановлений и поручений Правительства, ре-  |
 |       | шений руководства и Коллегии ГТК Сообщества.                 |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   17  | Круглосуточный информационный контроль состояния таможенной  |
 |       | службы.                                                      |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   18  | Информационный контроль наличия, движения и применения воору-|
 |       | жения в таможенной службе.                                   |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   19  | Информационный контроль  планирования и проведения оператив- |
 |       | ных мероприятий подразделений таможенной охраны.             |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   20  | Типовые информационные технологии таможенного оформления     |
 |       | международных почтовых отправлений.                          |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   21  | Типовые информационные технологии таможенного оформления     |
 |       | акцизных грузов.                                             |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   22  | Информационный контроль движения, подготовки и социального   |
 |       | обеспечения кадров.                                          |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   23  | Информационная поддержка собственной безопасности таможенной |
 |       | службы.                                                      |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   24  | Информационное обеспечение управления материально-техническим|
 |       | обеспечением таможенных органов.                             |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   25  | Информационное обеспечение управления капитальным строитель- |
 |       | ством в отрасли.                                             |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   26  | Информационное обеспечение управления эксплуатации объектов  |
 |       | таможенной инфраструктуры и социального обеспечения.         |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   27  | Типовые информационные технологии таможенного оформления в   |
 |       | неторговом обороте Сообщества.                               |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   28  | Типовые информационные технологии таможенного оформления     |
 |       | грузов в торговом обороте Сообщества.                        |
 |-------+--------------------------------------------------------------|
 |   29  | Обеспечение таможенных органов  электронными справочниками по|
 |       | действующим нормативно-правовым актам Сообщества.            |
 \----------------------------------------------------------------------/


Приказ Таможенного комитета Сообщества от 25 февраля 1997 г. N 1 "О решении коллегии Таможенного комитета Сообщества "О концепции создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Сообщества"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.