Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 мая 2015 г. N 03-11-11/26056
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения и, исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса.
В случае, если индивидуальный предприниматель совмещает применение ПСН с упрощенной системой налогообложения (далее - УСН) и утратил право на применение ПСН, то он обязан за период применения патентной системы налогообложения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых был освобожден в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 346.43 Кодекса. При этом с доходов, полученных по другим видам предпринимательской деятельности, индивидуальному предпринимателю следует уплатить налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.
Согласно пункту 8 статьи 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение ПСН по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 346.45 Кодекса, и о переходе на общий режим налогообложения в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение ПСН.
С даты снятия с учета в качестве налогоплательщика ПСН, произведенного в порядке, установленном пунктом 8 статьи 346.45 и пунктом 3 статьи 346.46 Кодекса, индивидуальный предприниматель вправе по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась ПСН, применять УСН, с которой она совмещалась, при соблюдении ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса.
При этом сообщаем, что переход налогоплательщика - индивидуального предпринимателя на применение ПСН и на применение иных специальных налоговых режимов является добровольным.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя есть возможность выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности, в частности, в отношении деятельности в сфере розничной торговли.
Кроме того, в Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по законодательному обеспечению поддержки малого предпринимательства, в том числе, по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Так, Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательным органам субъектов Российской Федерации, федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать налоговую ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов также по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Также следует иметь в виду, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее - План), который включает в себя несколько направлений по обеспечению и поддержанию наиболее значимых секторов экономики.
Пунктами 23-33 Плана предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает, в том числе предоставление фискальных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение пунктов 26, 27, 28, 30 и 32 Плана 28 марта 2015 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (N 755146-6) (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает предоставление права законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", с 6 процентов до 1 процента.
Законопроектом предусматривается распространение права применения 2-летних "налоговых каникул" всеми впервые зарегистрированным индивидуальными предпринимателями в сфере бытовых услуг, а также расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения.
Следует отметить, что согласно Плану перечень предусмотренных первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами, выработанными, в том числе, на основании предложений, поступающих от Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представителей профессионального и экспертного сообщества и т.д.
Одновременно сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены в рамках мероприятий по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ИП, применяющий ПСН, не уплатил налог в срок.
Разъяснено, что в таком случае он считается утратившим право на ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.
Если ИП совмещает применение ПСН с УСН и утратил право применять ПСН, то он обязан за период применения ПСН уплатить в рамках общего режима налогообложения налоги, от которых был освобожден. При этом с доходов, полученных по другим видам предпринимательской деятельности, следует внести налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.
ИП обязан заявить в налоговый орган об утрате права применять ПСН и о переходе на общий режим налогообложения в течение 10 дней. Срок отсчитывается с даты наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права применять ПСН.
С даты снятия с учета в качестве налогоплательщика ПСН ИП вправе по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась ПСН, применять УСН, с которой она совмещалась (при соблюдении установленных ограничений).
Переход на применение специальных налоговых режимов является добровольным.
Регионы вправе устанавливать в рамках ПСН и УСН налоговую ставку 0% для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 мая 2015 г. N 03-11-11/26056
Текст письма официально опубликован не был