Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. N 1275-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В Конституционный Суд РФ обратился гражданин, который не смог получить копию амбулаторной карты своей умершей супруги. Главврач отказал ему на том основании, что он не является ни ее доверенным лицом, ни законным представителем.

Заявитель оспаривал конституционность положений о врачебной тайне, содержащихся в Законе об основах охраны здоровья граждан. Он ссылался на то, что эти нормы не позволяют супругу, близкому родственнику получить медицинские сведения, касающиеся умершего, при отсутствии его прижизненного согласия. Причем даже в случаях, когда из-за сомнений в своевременности и качестве оказанной медицинской помощи супруг намерен обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.

Сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя могут предоставляться по запросу органов дознания и следствия, суда, в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Кроме того, для получения таких сведений можно обратиться в прокуратуру. Предоставление таких данных допускается и по ее запросу в связи с осуществлением прокурорского надзора.

В силу Закона об основах охраны здоровья граждан заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику, а при их отсутствии - иным родственникам либо законному представителю умершего.

Соответственно, если сведения о причине смерти и диагнозе доступны заинтересованному лицу в силу закона, сохранение в тайне от него информации о предпринятых мерах медицинского вмешательства, в частности о диагностике, лечении, назначенных препаратах, не может во всех случаях быть оправдано необходимостью защиты врачебной тайны. Особенно если учитывать мотивы и цели обращения за такими сведениями. В подобных ситуациях суд при подготовке гражданского дела к разбирательству, правоохранительные органы - при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, а прокурор - при проведении проверки могут принять решение о необходимости ознакомить заинтересованное лицо со сведениями, относящимися к истории болезни умершего пациента, в той мере, в какой это необходимо для эффективной защиты прав заявителя и прав умершего лица.

При этом федеральный законодатель может предусмотреть конкретные правовые механизмы доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну умершего лица.


Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. N 1275-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"



Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2015 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2015 г., N 5