Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 41-АПГ15-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе заявителя
на решение Ростовского областного суда от 25 марта 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш" (далее - Завод "Ростсельмаш") обратилось в суд с заявлением об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021902:92 площадью 395,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 1а, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 г. в сумме 2 287 974,30 рубля.
Ростовским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Завод "Ростсельмаш".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в интересах законности суд апелляционной инстанции полагает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить обжалуемое решение в полном объёме.
Суд первой инстанции, разрешая дело, исходил из того, что Завод "Ростсельмаш" является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, однако такую стоимость не представляется возможным установить, поскольку заявителем не представлены необходимые для этого документальные данные, а именно отчёт об оценке объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г. и положительное экспертное заключение.
С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российском Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость (п.п. 1, 2 и 5).
Статьёй 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, регламентированы Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).
Статьёй 24.18 Закона за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков (абз. пятый ст. 24.18 Закона).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально удостоверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчёта, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (абз. девятый, восемнадцатый - двадцать пятый этой же статьи).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (абз. двадцать четвёртый названной статьи).
В соответствии с абз. тридцать шестым и тридцать седьмым ст. 28.14 Закона решения комиссии могут быть оспорены в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абз. тридцать шестым и тридцать седьмым ст. 24.18 Закона"
Таким образом, указанным Федеральным законом для данной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования.
Из материалов дела усматривается, что Заводом "Ростсельмаш" при подаче данного заявления в суд не приложено решение названной выше комиссии об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по поводу которых возник спор.
В письменном объяснении в материалах дела представитель заявителя Мануйлов В.А. подтвердил тот факт, что Завод "Ростсельмаш" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в указанную комиссию не обращался.
В случае, если истцом не соблюдён установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора, судья в силу п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ возвращает заявление.
В случае, если истцом не соблюдён установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора, суд в силу абз. второго ст. 222 ГПК РФ оставляет заявление без рассмотрения.
В соответствии с разъяснением, приведённым в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", вне зависимости от содержащихся в апелляционной жалобе, представлении доводов суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (ст. 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абз. второй - шестой ст. 222 ГПК РФ).
Поскольку заявителем не соблюдён установленный Законом досудебный порядок урегулирования спора об установлении рыночной стоимости земельного участка, оснований для принятия такого заявления к производству и рассмотрения его по существу с вынесением решения у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, судом не выполнены требования ст. 147 ГПК РФ.
Согласно данной статье судья в определении о подготовке дела к судебному разбирательству указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьёй с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.
Из материалов дела усматривается, что в деле нет определения судьи, вынесенного в порядке ст. 147 ГПК РФ, отсутствуют кадастровый паспорт земельного участка, кадастровая справка о размере кадастровой оценки, иные документы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. На основании определения судьи от декабря 2014 года (дата нечитаема) исковое заявление было оставлено без движения с целью обоснования заявителем наличия у него правового интереса в пересмотре результатов определения государственной кадастровой оценки земельного участка. Вместе с тем, установив, что участок, о котором возник спор, находится в собственности нескольких лиц, судья не возложил на заявителя обязанность по указанию в уточнённом заявлении данных об этих лицах и их адреса.
Нарушение норм материального права, норм процессуального права предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с оставлением заявления Завода "Ростсельмаш" без рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ростовского областного суда от 25 марта 2015 г. отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021902:92 площадью 395,0 кв.метра, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, д. 1а, в размере, равном его рыночной стоимости, оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 41-АПГ15-36
Текст определения официально опубликован не был