Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Вопрос 1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрены основания изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - только контрактом.
Таким образом, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключенного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос 2.
Согласно части 6 статьи 77 Закона N 44-ФЗ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, запрос котировок признается несостоявшимся.
Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 6 статьи 77 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;
2) частью 9 статьи 78 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
Частью 9 статьи 78 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся.
Если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
Учитывая изложенное, в случае, когда подана одна заявка, которая после рассмотрения котировочной комиссией отклонена, заказчик признает запрос котировок не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 78 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос 3.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта соответственно на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 526 ГК РФ, статья 702 ГК РФ).
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа, размещаемого за счет бюджетных средств, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, который регулирует соответствующие отношения.
Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ применяются в случае, если заказчик перечисляет бюджетные средства юридическому или физическому лицу в качестве оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. На возмещение судебных расходов действие Закона N 44-ФЗ не распространяется.
Вопрос 4.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, указанных в части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков в том числе включаются фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц.
Учитывая изложенное, заказчик признает заявку не соответствующей требованиям, в случае если информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки - юридического лица находится в реестре недобросовестных поставщиков, только при условии, что заказчиком требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков было установлено в извещении о проведении открытого конкурса (пункт 2 части 3 статьи 49 Закона N 44-ФЗ) и конкурсной документации (часть 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ).
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые положения Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом предусмотрены основания изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - только контрактом.
Соответственно, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, то заказчик не вправе изменить условия заключенного контракта по указанным основаниям.
Если подана одна заявка, которая после рассмотрения котировочной комиссией отклонена, то заказчик признает запрос котировок не состоявшимся.
Положения Закона применяются, если заказчик перечисляет бюджетные средства в качестве оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. На возмещение судебных расходов действие Закона не распространяется.
Информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юрлица может находиться в реестре недобросовестных поставщиков.
В таких случаях заказчик признает заявку не соответствующей требованиям только при условии, что требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков установлено в извещении о проведении открытого конкурса.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 июня 2015 г. N Д28и-1759 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был