Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Красноярского края
на решение Красноярского краевого суда от 15 июня 2015 года, которым удовлетворено заявление ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" Красноярской железной дороги
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края, Правительству Красноярского края
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги ОАО "РЖД" обратилось в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Российской Федерации" в лице филиала по Красноярскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость установлена в размере 368 468 464,85 рубля), с кадастровым номером 24:58:0602001:0012, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, ул. Жемчужная, участок 21, по состоянию на 1 января 2009 г. в размере его рыночной стоимости в сумме 159 809 519 руб. С учетом проведенной по делу судебной экспертизы в заявлении об уточнении требований просило установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 145 895 000 рублей.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края 18 мая 2012 года N 210-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края", значительно выше его рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке N о-336-И-14 от 28 августа 2014 года.
Определением суда от 6 марта 2015 года к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация ЗАТО Железногорск Красноярского края и Правительство Красноярского края.
Решением Красноярского краевого суда от 15 июня 2015 года заявление ООО "РЖД" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Красноярского края просит отменить судебное постановление в части взыскания с Правительства Красноярского края государственной пошлины в размере 2000 рублей, ввиду нарушения норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведения о причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке, подтвержденным экспертным заключением и взыскал в пользу заявителя с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки - Правительства Красноярского края судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
С выводом суда следует согласиться.
Как усматривается из заявления, ОАО "РЖД" в лице филиала по Красноярскому краю не согласилось с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по Красноярскому краю от 18 ноября 2014 года N 104 о рассмотрении заявления от 12 ноября 2014 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:58:0602001;0012, просило суд установить рыночную стоимость земельного участка, ссылаясь на приведенные в заявлении нормы действующего законодательства.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и одним из оснований для их пересмотра является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5.2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков делегированы филиалу ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю, а результаты такой оценки утверждаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В связи с этим, судом первой инстанции разумно привлечено к участию в деле Правительство по Красноярскому краю, которое оспаривало право заявителя на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной как по основаниям возникновения, так и по содержанию, представив в суд соответствующее письменное возражение.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пунктах 30 и 31 Постановлении от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается. В случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе по размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.
Коль скоро, привлеченным к участию в дело представителем Правительства Красноярского края оспаривалось право заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной как по основанию возникновения, так и по содержанию представленного отчета об оценке от 28 августа 2014 года N 0-336-И-14, решение по существу принято против данного заинтересованного лица, то судебные расходы в названной части подлежали распределению в соответствии с главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание в определении от 6 марта 2015 года Правительства Красноярскому краю третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, не является обстоятельством, влекущим отмену в этой части судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-44
Текст определения официально опубликован не был