Приказ Федеральной налоговой службы от 20 августа 2015 г. N СА-7-6/364@ "Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика"

Приказ Федеральной налоговой службы от 20 августа 2015 г. N СА-7-6/364@
"Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика"


В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 45, ст. 6157; 2015, N 24, ст. 3377) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2014, N 26, ст. 3390) приказываю:

1. Утвердить порядок формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы информатизации.


Исполняющий обязанности руководителя
Федеральной налоговой службы

С.А. Аракелов


Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2015 г.

Регистрационный N 38949


Приложение
к приказу Федеральной налоговой службы
от 20 августа 2015 г. N СА-7-6/364@


Порядок формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика


I. Общие положения


1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 45, ст. 6157; 2015, N 24, ст. 3377) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2014, N 26, ст. 3390) (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ).

2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись, сформированная в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ и настоящего Порядка, используется при передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме.

3. Обеспечение функционирования информационно-технологической инфраструктуры налоговых органов при формировании усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика в соответствии с настоящим Порядком осуществляется Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных.

4. При использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщик выполняет обязанности, установленные статьей 10 Федерального закона N 63-ФЗ, а также уведомляет Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных через личный кабинет налогоплательщика о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи.

5. Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных при взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков обеспечивает:

создание и направление сертификатов ключей проверки электронной подписи налогоплательщикам в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;

аннулирование выданных сертификатов ключей проверки электронных подписей;

предоставление налогоплательщикам через личный кабинет налогоплательщика средств электронной подписи, обеспечивающих возможность создания ключа электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи;

ведение реестра выданных и аннулированных сертификатов ключей проверки электронных подписей.


II. Создание ключа электронной подписи и сертификата ключа проверки электронной подписи


6. Создание ключа электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи реализуется средствами электронной подписи, предоставляемыми налогоплательщикам через личный кабинет налогоплательщика.

7. Налогоплательщик с использованием средств электронной подписи создает ключ электронной подписи и получает сертификат ключа проверки электронной подписи в форме электронного документа через личный кабинет налогоплательщика.

8. Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи составляет 12 месяцев.

9. О необходимости выдачи нового сертификата ключа проверки электронной подписи налогоплательщик уведомляется Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных через личный кабинет налогоплательщика не позднее чем за четырнадцать календарных дней до истечения срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи, указанного в пункте 8 настоящего Порядка.

10. По истечении срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи получение нового сертификата осуществляется налогоплательщиком самостоятельно через личный кабинет налогоплательщика.


III. Подписание электронных документов усиленной неквалифицированной электронной подписью


11. Подписание электронных документов усиленной неквалифицированной электронной подписью производится с использованием средств электронной подписи и ключей электронной подписи, полученных в соответствии с главой II настоящего Порядка через личный кабинет налогоплательщика.

12. Проверка усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика производится Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных с использованием сертификата ключа проверки электронной подписи указанного налогоплательщика.


IV. Аннулирование сертификата ключа проверки электронной подписи


13. Заявление об аннулировании сертификата ключа проверки электронной подписи в случае нарушения его конфиденциальности подается налогоплательщиком в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных через личный кабинет налогоплательщика или в случае недоступности личного кабинета налогоплательщика - в произвольной письменной форме.

14. Сертификат ключа проверки электронной подписи аннулируется Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных:

в течение одного рабочего дня со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика;

при получении налогоплательщиком нового сертификата ключа проверки электронной подписи.


Установлено, как формируется усиленная неквалифицированная электронная подпись налогоплательщика. Она используется при передаче гражданами в инспекцию через личный кабинет электронных документов.

Функционирование информационно-технологической инфраструктуры налоговых органов при формировании подписи обеспечивает Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД).

Налогоплательщик с помощью средств электронной подписи создает ключ электронной подписи и получает сертификат ключа проверки электронной подписи в форме электронного документа через личный кабинет. Срок сертификата - год. О необходимости его смены пользователь уведомляется в личном кабинете не позднее чем за 2 недели до истечения действия сертификата.

Новый сертификат налогоплательщик получает самостоятельно через личный кабинет. При этом старый аннулируется.

Электронные документы подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью с использованием средств электронной подписи и ключей электронной подписи.

МИ ФНС России по ЦОД проверяет подпись с помощью сертификата ключа проверки электронной подписи данного налогоплательщика.

В случае нарушения конфиденциальности сертификата налогоплательщик подает через личный кабинет в МИ ФНС России по ЦОД заявление о его аннулировании. Если кабинет недоступен - гражданин направляет письменное заявление в произвольной форме. Инспекция аннулирует сертификат в течение рабочего дня с даты получения заявления.


Приказ Федеральной налоговой службы от 20 августа 2015 г. N СА-7-6/364@ "Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2015 г.

Регистрационный N 38949


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 сентября 2015 г.


Актуальный текст документа