Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. N 1877-р О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р

Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. N 1877-р


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 43, ст. 5544; 2012, N 24, ст. 3213).


Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев


Изменения,
которые вносятся в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. N 1877-р)


1. В разделе I:

а) в абзаце пятом слова "для несовершеннолетних" исключить;

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

"Медицинскую помощь осужденным и лицам, содержащимся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.";

в) абзац одиннадцатый исключить;

г) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"Медицинскую помощь личному составу уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 медицинских организаций, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.";

д) в абзаце пятнадцатом слова "учреждений высшего профессионального образования" заменить словами "образовательных организаций высшего образования".

2. В разделе II:

а) абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

"совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития;

сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;";

б) абзац пятый дополнить словами "в соответствии с международными стандартами";

в) абзац седьмой после слова "совершенствование" дополнить словами "уголовной и";

г) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях;";

д) в абзаце семнадцатом слова ", обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач" исключить;

е) после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечение прозрачности уголовно-исполнительной системы, расширение сотрудничества с гражданским обществом;".

3. В разделе III:

а) в подразделе 1:

наименование после слова "Совершенствование" дополнить словами "уголовной и";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (в том числе в части создания условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях);";

б) подраздел 2 исключить;

в) абзац двенадцатый подраздела 3 изложить в следующей редакции:

"активное использование научного потенциала научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний и организаций дополнительного профессионального образования во взаимодействии с другими образовательными организациями высшего образования и научными организациями, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю качества образования;";

г) в подразделе 4:

наименование изложить в следующей редакции:


"4. Совершенствование отдельных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы";


после наименования дополнить подразделом следующего содержания:


"Обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей


В целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается:

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения прав, законных интересов и человеческого достоинства лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

пересмотр ведомственных нормативных правовых актов с грифом ограничения доступа к документу в целях исключения указанного грифа из актов, затрагивающих права и обязанности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, либо исключения этих положений из указанных актов;

обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и других лиц на личное участие в судебных заседаниях, в том числе проводимых исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы в режиме видео-конференц-связи, по вопросам досрочного освобождения от отбывания наказания, по гражданским делам и другим вопросам;

обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на беспрепятственное направление обращений;

совершенствование взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества, в том числе с общественными наблюдательными комиссиями, по вопросам обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

обеспечение безотлагательного проведения необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных осужденными и лицами, содержащимися под стражей, телесных повреждений, а также направления сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы материалов в компетентные органы с объяснениями пострадавших и очевидцев;

создание условий для нахождения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, вне камерных помещений в дневное время исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы;

совершенствование нормативно-правового регулирования применения к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, физической силы, специальных средств и оружия, введение эффективных форм контроля за их использованием, обеспечение привлечения к ответственности за превышение должностных полномочий при нарушении прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

совершенствование системы и порядка применения дисциплинарного воздействия на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом соразмерности взыскания дисциплинарному проступку и соблюдения необходимого перерыва содержания в условиях одиночной изоляции;

обеспечение получения лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информации о своем здоровье, включая ознакомление с медицинской документацией и получение консультаций врачей-специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из положений федерального законодательства;

разработка механизма правовой защиты осужденных инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, а также содержащихся под стражей инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей;

обеспечение оказания медицинской помощи и создание улучшенных условий содержания инвалидам и лицам, не способным или ограниченно способным обслуживать себя самостоятельно, в том числе техническими средствами, исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом ограничений жизнедеятельности этих лиц;

совершенствование нормативно-правового регулирования оснований и порядка проведения досмотров и обысков осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и иных лиц, посещающих учреждения уголовно-исполнительной системы, а также проведение указанных процедур в условиях, не унижающих человеческого достоинства;

законодательное регулирование оснований и порядка предоставления свиданий с родственниками и иными лицами посредством видео-конференц-связи или ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы;

совершенствование механизма получения посылок (передач) и бандеролей для всех категорий осужденных, повышение уровня технического оснащения процедуры досмотра посылок (передач) в целях минимизации приведения в негодное состояние содержимого посылок (передач) и обеспечения их максимальной сохранности и целостности;

обеспечение не унижающих человеческого достоинства условий содержания лиц при организации специальных перевозок, соблюдение стандартов полезной площади на одного человека при осуществлении перевозок, оптимизация перевозок в целях исключения неоправданного использования транзитных пунктов;

выработка алгоритма направления и перевода осужденных к лишению свободы с учетом состояния здоровья и других обстоятельств в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства осужденного на момент совершения преступления;

проработка возможностей расширения способов получения общедоступной информации и поддержания социальных связей, в том числе посредством использования теле- и радиоприемников, иных электронных устройств, а также исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и телефонной связи (с ограничениями в отношении злостных нарушителей порядка отбывания наказания) в условиях контроля, осуществляемого учреждениями уголовно-исполнительной системы в рамках законодательства Российской Федерации;

применение индивидуального подхода при организации работы по обеспечению мер личной безопасности медицинского работника и преподавательского состава;

обеспечение для иностранных граждан и лиц без гражданства доступа к процедурам защиты их прав и регулирования статуса на территории Российской Федерации при нахождении в местах отбывания наказания исходя из целей сохранения их социальных и родственных связей согласно положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, иных международных стандартов прав человека;

разработка и внедрение исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы профильных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями Федеральной службы исполнения наказаний, направленных на формирование у обучающихся профессиональных навыков в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания;

совершенствование института помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению прав человека в целях обеспечения их независимости при осуществлении ведомственного контроля за обеспечением прав человека в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;

переработка критериев оценки деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере обеспечения прав человека, в том числе с учетом мнения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, институтов гражданского общества.";


в абзаце пятом подраздела "Обеспечение режима и безопасности" слова "создание справедливой и контролируемой" заменить словом "совершенствование";

в подразделе "Материально-бытовые условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей":

в наименовании слова "Материально-бытовые условия" заменить словами "Обеспечение материально-бытовых условий";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"осуществление мероприятий по приведению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах в соответствие с законодательством Российской Федерации;";

после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"развитие системы предоставления дополнительных платных, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материально-бытовых услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей, исходя из среднего уровня цен по региону и возможностей расширения услуг;";

в абзаце пятом слова "в соответствии с международными стандартами" заменить словами "обеспечение постоянного мониторинга качества пищи";

в подразделе "Медицинское обслуживание":

в наименовании слова "Медицинское обслуживание" заменить словами "Медицинская помощь";

в абзаце первом слова "медицинского обслуживания" заменить словами "оказания медицинской помощи";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"приведение деятельности медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствие с основными концептуальными направлениями развития системы здравоохранения Российской Федерации;";

абзац третий исключить;

в абзаце четвертом слова "федеральных целевых" заменить словом "государственных";

абзац девятый исключить;

подраздел "Трудовая деятельность и профессиональная подготовка осужденных" изложить в следующей редакции:


"Трудовая деятельность, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных


В сфере трудовой деятельности осужденных необходимы:

проработка возможности внедрения новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы и создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

приведение условий осуществления производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы к условиям производственной деятельности в иных организациях;

обеспечение государственных гарантий трудовых прав осужденных, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе:

на условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

на оплату труда в полном размере месячной заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полной отработке за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей);

на сохранение за осужденным рабочего места в период его временной нетрудоспособности;

обеспечение системы основных государственных гарантий по оплате труда осужденных, в том числе в целях обеспечения выплат компенсации вреда потерпевшим и государству;

проработка возможности повышения заработной платы осужденных с учетом выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний бюджетных ассигнований, в том числе в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

проработка возможности увеличения размера заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;

приведение норм труда в уголовно-исполнительной системе в соответствие с типовыми отраслевыми нормами труда;

проработка вопроса об исключении обязательности труда осужденных к лишению свободы;

модернизация исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы производственно-хозяйственной базы уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;

предоставление в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы в целях увеличения трудовой занятости осужденных, в том числе с использованием возможности размещения государственных и муниципальных заказов на внеконкурсной основе;

обучение осужденных профессиям в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, востребованным на рынке труда, совершенствование профессиональных навыков, позволяющих трудоустроиться после освобождения;

проработка модели индивидуально-трудовой деятельности осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

разработка предложений по созданию условий, в том числе с использованием льгот и поощрений, для добровольного участия осужденных в любых видах хозяйственных работ, включая благоустройство территории и уборку помещений;

активное привлечение организаций независимо от форм собственности к созданию производственных участков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также к созданию рабочих мест за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы;

обеспечение участия федеральной инспекции труда в федеральном государственном надзоре за соблюдением работодателями в уголовно-исполнительной системе трудового законодательства Российской Федерации;

модернизация исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы материально-технической базы колоний-поселений для расширения производства сельскохозяйственной продукции;

разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения потребностей уголовно-исполнительной системы и выпуска конкурентоспособной продукции;

определение прогнозных потребностей в работах и профессиях рабочих, востребованных на рынке труда;

осуществление профессионального обучения осужденных и обеспечение получения ими среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в работах и профессиях рабочих в учреждениях уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда в целях обеспечения гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;

обеспечение участия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных программах, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, и в системе социального партнерства государства, бизнеса, институтов гражданского общества;

разработка и реализация основных программ профессионального обучения и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом региональных условий, ориентированных на потребность в определенных рабочих кадрах;

совершенствование и развитие системы обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых профессиональных образовательных организаций, реализующих все формы обучения, с учетом прогноза потребностей в профессиях рабочих по отраслям и регионам;

внедрение моделей и программ развития трудовых навыков и умений, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным потребностям несовершеннолетних осужденных;

проработка возможности установления особого трудового статуса занятых на производстве или обучаемых лиц, не имеющих опыта работы по специальности.";


наименование подраздела "Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными" изложить в следующей редакции:


"Социальная и психологическая работа с осужденными. Воспитание и образование осужденных";


абзац первый изложить в следующей редакции:

"В сфере социальной и психологической работы с осужденными, а также в процессе их воспитания и образования предлагается:";

абзацы второй и третий исключить;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"разработка механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в учреждения уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации;";

в абзаце пятом слова ", способных к ресоциализации," исключить;

после абзаца восьмого дополнить абзацами следующего содержания:

"внедрение индивидуальных и групповых программ восстановительного правосудия в отношении лиц, содержащихся под стражей, а также методов медиации в отношении осужденных;

развитие дополнительных общеобразовательных программ;";

абзац пятнадцатый исключить;

абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

"дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными основного общего образования или среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования по заочной форме обучения в рамках реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;";

в абзаце семнадцатом слова "высших образовательных учреждений" заменить словами "образовательных организаций высшего образования";

д) в подразделе 5:

в наименовании слова "и постпенитенциарная адаптация" заменить словами "проведение мероприятий в целях адаптации освободившихся осужденных в обществе";

в подразделе "Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы":

в абзаце шестом слова "или переквалификацию" заменить словами "в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ";

в абзаце восьмом слова ", предполагаемой передачей в уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы" исключить;

абзац девятый изложить в следующей редакции:

"В этих условиях необходимо принятие мер по оптимизации структуры уголовно-исполнительных инспекций, созданию таких инспекций на территориях муниципальных образований, где они в настоящее время отсутствуют, организации "опорных пунктов" уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.";

абзацы десятый - двенадцатый исключить;

в абзаце тринадцатом слова "и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы," исключить;

в подразделе "Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений":

наименование изложить в следующей редакции:


"Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе";


абзац первый изложить в следующей редакции:

"Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе, предполагает:";

е) в подразделе 7:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"получение работниками высшего образования в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний по программам бакалавриата;".

4. В разделе V:

в абзаце первом слова "(2010 - 2012 годы)" исключить;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня оказания медицинской помощи как сотрудникам, так и осужденным, а также лицам, содержащимся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме медицинскими организациями, не входящими в уголовно-исполнительную систему.";

в абзаце седьмом слова "(2013 - 2016 годы)" исключить;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"осуществление мероприятий по созданию условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях;";

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"На третьем этапе реализации Концепции будут завершены мероприятия по созданию условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях, а также другие плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Предусматривается разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции (при необходимости). Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.".

5. Абзац второй раздела VI изложить в следующей редакции:

"Совершенствование оказания медицинской помощи персоналу уголовно-исполнительной системы и осужденным, в том числе приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения, предполагается осуществлять на первом этапе реализации Концепции за счет экономии, достигнутой в результате совершенствования организационной структуры медицинской службы, рационализации системы распределения и использования материально-технических и кадровых ресурсов в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы.".



Пересмотрена Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 г. Она, в частности, дополнена разделом по обеспечению прав и законных интересов осужденных. Предусмотрено совершенствование законодательства России в указанной сфере. Планируется исключить гриф секретности из актов, затрагивающих права и обязанности осужденных, обеспечить их права на личное участие в суде, в том числе (по возможности) в режиме видео-конференц-связи по вопросам досрочного освобождения, по гражданским и другим делам. Медработниками безотлагательно должны фиксироваться телесные повреждения осужденных с направлением материалов в компетентные органы. Предусмотрен перевод осужденных в исправительные учреждения по месту жительства, расширение способов поддержания социальных связей посредством использования электронных устройств, Интернета и телефона. Разрабатываются профильные образовательные программы.

Крупные изменения намечаются в трудовой деятельности осужденных. Ряд поправок направлен на обеспечение госгарантий трудовых прав, установленных ТК РФ, в том числе на отдых, включая предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; на оплату труда не ниже установленного минимального размера; на увеличение размера заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного. Нормы труда должны быть приведены в соответствие с типовыми отраслевыми нормами. Прорабатывается вопрос об исключении обязательности труда осужденных. В соответствии с законом о госзакупках планируется размещать госзаказы на внеконкурсной основе. Ряд дополнений связан с обучением и профориентацией осужденных.

На втором и третьем этапах реализации Концепции (2013-2016 гг.) предусмотрены мероприятия по снижению количества осужденных в одном жилом помещении, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях.


Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. N 1877-р


Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 сентября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 40 ст. 5581


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.