Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N АПЛ15-417 Решение суда первой инстанции, которым отказано в признании недействующими пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан РФ, утв. приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495, а также приложения N 9 к этой инструкции в части установления формы N 1/У "Справка взамен военного билета", оставлено без изменения

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N АПЛ15-417

 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Крупнова И.В., Меркулова В.П.

при секретаре Горбачевой Е.А., с участием прокурора Лиховидова К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по заявлению Хужахметова A.И. о признании недействующими пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495, а также приложения N 9 к этой инструкции в части установления формы N 1/У "Справка взамен военного билета",

по апелляционной жалобе Хужахметова А.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации Пурьева В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2014 г., регистрационный номер ..., утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан Российской Федерации (далее - Инструкция). Приказ опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 15 декабря 2014 г., N 50.

В соответствии с п. 9 Инструкции формы документов воинского учёта (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учёта, по которым осуществляется первичный воинский учёт в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются согласно приложению N 9 к Инструкции.

Приложением N 9 к Инструкции установлена форма N 1/У "Справка взамен военного билета".

Хужахметов А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании п. 9 Инструкции, а также приложения N 9 к ней в части установления формы N 1/У "Справка взамен военного билета", полагая, что данный нормативный правовой акт противоречит ст. 8, 9, 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") и Положению о воинском учёте, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (далее - Положение о воинском учёте).

По мнению Хужахметова А.И., оспариваемые нормы нарушают его право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

В обоснование принятого решения суд указал, что установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учёта не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учёта в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации, а выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учёте, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учёт.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", ни Положение о воинском учёте не предусматривают существование такого документа воинского учёта, как справка взамен военного билета.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министра обороны Российской Федерации Стручкова Е.А., указывая на соответствие оспариваемой Инструкции нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок воинского учёта граждан определяется этим Федеральным законом и положением о воинском учёте, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации в п. 48 Положения о воинском учёте определило, что перечень, формы документов воинского учёта, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. При этом документы воинского учёта должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Реализуя предоставленные полномочия, Министр обороны Российской Федерации приказом от 18 июля 2014 г. N 495 утвердил оспариваемую Инструкцию, согласно которой справка взамен военного билета (форма N 1/У) является одним из документов персонального воинского учёта граждан, пребывающих в запасе и не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 9, приложение к форме N 1/У).

Необходимость указания таких сведений в документах воинского учёта вытекает из положений п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" о том, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, установив перечень и формы документов воинского учёта, порядок их заполнения и выдачи, Министр обороны Российской Федерации действовал в рамках предоставленных ему Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о воинском учёте полномочий.

Тот факт, что Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Положение о воинском учёте не содержат упоминаний о таком документе, как справка взамен военного билета, на законность оспариваемых норм Инструкции не влияет, поскольку установление перечня и форм документов воинского учёта отнесено к компетенции именно Министерства обороны Российской Федерации.

Утверждение Хужахметова А.И. о нарушении оспариваемыми нормами его права на прохождение государственной и муниципальной службы обоснованно отвергнуто судом первой инстанции, поскольку указанные ограничения предусмотрены Федеральными законами от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ, а не Инструкцией.

Что касается права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, то законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих таковое в зависимости от прохождения или не прохождения гражданином военной службы по призыву.

При таких данных следует признать, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления являются правильными.

Предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хужахметова А.И. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

В.Ю. Зайцев

 

Судьи

И.В. Крупнов

 

 

В.П. Меркулов


Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N АПЛ15-417


Текст определения официально опубликован не был