Методические рекомендации по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для субъектов Российской Федерации

Методические рекомендации по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для субъектов Российской Федерации

 

Обозначения и сокращения

 

ГУ - главное управление.

ДДС - дежурно-диспетчерская служба.

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служб.

МО - муниципальное образование.

НПА - нормативные правовые акты.

ОИВ - орган исполнительной власти.

ОКС N 7 - система сигнализации по общему каналу N 7 МСЭ-Т.

ОПТС - опорно-транзитная станция.

Система-112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

СПС - сеть подвижной радиотелефонной связи.

ССОП - сеть связи общего пользования.

ТЗУС - транзитный зоновый узел связи.

ТСМН - технические средства обработки информации о месте нахождения пользовательского оборудования и иной информации, необходимой для обеспечения реагирования.

ТСКС - технические средства коротких текстовых сообщений.

ТфОП - сеть фиксированной телефонной связи.

УАТС - учрежденческая автоматическая телефонная станция.

УОВЭОС - узел обеспечения вызовов экстренных оперативных служб.

УСС - узла связи с функциями узла спецслужб.

ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти.

ЦКП - центр коммутации подвижной радиотелефонной связи.

ЦОВ-112 - центр обработки вызовов.

ЭОС - экстренная оперативная служба.

SMS - короткое текстовое сообщение.

1. Общие положения

 

1.1 В соответствии с федеральной целевой программой "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 (далее - ФПЦ 112), Минкомсвязь России осуществляет координацию направления Программы "Создание телекоммуникационной инфраструктуры системы-112", в рамках которого предусмотрены мероприятия "Разработка системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы-112 для каждого субъекта Российской Федерации" и "Развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации". Ответственными за реализацию мероприятия "Развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации" в соответствии с Программой являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответственным за реализацию мероприятия "Разработка системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы-112 для каждого субъекта Российской Федерации" является Минкомсвязь России.

1.2 Методические рекомендации по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для субъектов Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях реализации подпункта "в" пункта 20 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958.

1.3 Методические рекомендации предназначены для использования ОИВ субъекта Российской Федерации, Минкомсвязью России, разработчиками системного проекта.

1.4 Методические рекомендации определяют состав, содержание, порядок разработки, согласования и внесения изменений в системные проекты телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации (далее - системный проект).

2. Назначение системного проекта

 

2.1 Системный проект является проектным документом стадии ПП (предпроектная проработка), должен быть оформлен с учетом действующих норм и правил оформления проектной документации, в том числе ГОСТ 2.004-88 ЕСКД и ГОСТ 2.105-95 ЕСКД.

2.2 Системный проект является основанием для разработки операторами связи проектной и рабочей документации на вновь вводимые, реконструируемые и модернизируемые узлы, линии и системы связи для создания телекоммуникационной подсистемы системы-112 и определяет:

- схемы организации связи и единство технической политики при создании и модернизации операторами связи сетей и узлов связи, входящих в телекоммуникационную подсистему системы-112;

- согласованное взаимодействие и совместное функционирование сетей связи и информационных систем операторов связи при обслуживании вызовов ЭОС служб по единому номеру "112";

- укрупненную оценку стоимости и возможные сроки проведения работ по созданию и модернизации сетей связи и информационных систем операторов связи, необходимых для обеспечения вызова ЭОС по единому номеру "112".

2.3 Системный проект предназначен для использования Минкомсвязью России, ОИВ субъекта Российской Федерации и операторами ССОП до издания Минкомсвязью России нормативного правового акта о начале использования единого номера "112" на территории соответствующего субъекта РФ.

2.4 Операторы связи используют положения системного проекта при планировании развития и эксплуатации сети связи в целях обеспечения:

- взаимодействия и совместного функционирования сетей связи операторов связи при обслуживании вызовов ЭОС по единому номеру "112";

- единого, согласованного подхода при организации информационных потоков для предоставления операторам системы-112 сведений о месте нахождения пользовательского оборудования и иной информации, необходимой для обеспечения реагирования;

- организации информационного взаимодействия между объектами автоматизации системы-112, а также организации взаимодействия системы-112 с внешними информационными системами.

2.5 ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченный на создание, развитие и эксплуатацию системы-112 на территории субъекта Российской Федерации, использует положения системного проекта при:

- создании и (или) организации сети передачи данных, обеспечивающей взаимодействие функциональных элементов системы-112, дежурно-диспетчерских служб, а также взаимодействие системы-112 с внешними системами;

- организации информационного взаимодействия системы-112 с информационными системами операторов связи и внешними информационными системами и ресурсами*;

- организации информационного взаимодействия с системами-112 сопредельных субъектов Российской Федерации.

2.6 Государственная комиссия, осуществляющая приемку системы-112 при проведении государственных испытаний, в состав которой входят представители Минкомсвязи России, МЧС России, субъекта Российской Федерации, использует системный проект при проведении государственных (комплексных приемочных) испытаний для подтверждения соответствия реализованных решений телекоммуникационной подсистемы системы-112 положениям и требованиям системного проекта. Государственная комиссия проводит комплексные приемочные испытания в соответствии с программой государственных (комплексных приемочных) испытаний, разработанной субъектом Российской Федерации и согласованной с Минкомсвязью России и МЧС России.

2.7 Минкомсвязь России использует системный проект:

- для обеспечения единой федеральной технической политики при проектировании и создании телекоммуникационной подсистемы систем-112 субъектов РФ;

- для целей планирования и контроля выполнения мероприятия "Развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации" ФЦП-112;

- при проведении государственных (комплексных приемочных) испытаний в целях подтверждения соответствия реализованных решений телекоммуникационной подсистемы системы-112 положениям и требованиям системного проекта.

3. Порядок разработки системного проекта

 

3.1 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Минкомсвязь России осуществляет разработку и согласование системного проекта для каждого субъекта Российской Федерации.

3.2 Финансирование разработки системных проектов, государственным заказчиком которых является Минкомсвязь России, осуществляется из средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов.**

3.3 Очередность, количество и перечень субъектов Российской Федерации, определенных для разработки системных проектов в данном периоде, определяется Минкомсвязью России с учетом:

- объема финансирования, выделенного на разработку системных проектов из федерального бюджета в данном периоде;

- наличия субсидий выделенных субъекту Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию мероприятий ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы";

- численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе наличия городов с численностью постоянного населения миллион и более человек;

- наличия на территории субъекта Российской Федерации городов, в которых планируется проведение социально значимых мероприятий;

- степени готовности субъекта Российской Федерации к развертыванию системы-112 и наличия обращения субъекта Российской Федерации в Минкомсвязь России о разработке системного проекта.

3.4 Перечень субъектов Российской Федерации, определенных для разработки системных проектов, согласовывается с МЧС России.

3.5 Субъекты Российской Федерации, определенные для разработки системных проектов, в соответствии с запросом Минкомсвязи России предоставляют информацию, необходимую для разработки системных проектов, включающую:

- согласованное с МЧС России техническое задание на разработку технического проекта системы-112 субъекта Российской Федерации;

- согласованный МЧС России актуальный технический проект системы-112 субъекта Российской Федерации;

- план ввода в действие системы-112 по муниципальным образованиям, включая сроки опытной эксплуатации;

- состав региональной межведомственной рабочей группы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации;

- информацию об ответственном исполнителе от субъекта Российской Федерации для оперативной координации работ и согласования системного проекта.

3.6 В случае, если субъект Российской Федерации не представил информацию, определенную пунктом 3.5 настоящих Методических рекомендаций, Минкомсвязь России вправе исключить его из перечня субъектов Российской Федерации, определенных для разработки системных проектов в данном периоде.

3.7 Определение разработчика системного проекта осуществляется Минкомсвязью России в соответствии с законодательством Российской Федерации после доведения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

3.8 После определения разработчика системного проекта Минкомсвязь России направляет запрос о предоставлении информации, необходимой для разработки системного проекта (Приложение 1), операторам связи, обладающим:

- не менее 5% от совокупного ресурса нумерации в географически определяемых зонах нумерации (кодах ABC), выделенного операторам связи на территории лицензионной зоны данного субъекта Российской Федерации;

- не менее 5% от совокупного ресурса нумерации в географически неопределяемых зонах нумерации (кодах DEF), выделенного операторам связи на территории лицензионной зоны данного субъекта Российской Федерации.

3.9 Разработка системного проекта включает следующие этапы:

- сбор исходных данных;

- проведение предпроектного обследования телекоммуникационной инфраструктуры субъекта Российской Федерации, которая будет использована при построении системы 112;

- разработка системного проекта;

- согласование системного проекта.

3.10 В качестве исходных данных при разработке системного проекта разработчиком используются:

- данные, предоставляемые Минкомсвязью России, полученные от субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3.5 настоящих Методических рекомендаций;

- данные, предоставляемые Минкомсвязью России, полученные от операторов связи в соответствии с пунктом 3.8 настоящих Методических рекомендаций;

- данные из открытых источников - официальная статистическая информация, официальные данные Роскомнадзора и Россвязи об операторах связи, оказывающих услуги связи на территории субъекта Российской Федерации.

3.11 Предпроектное обследование телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации включает в себя анализ сетей и информационных систем операторов связи, приведенных в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций.

3.12 Состав и содержание системного проекта должны соответствовать техническому заданию на разработку системного проекта (рекомендуемый состав и содержание приведены в Приложении 2 и Приложении 3 соответственно).

3.13 Системный проект должен быть согласован:

- ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченным на создание системы-112;

- операторами связи, указанными в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций.

3.14 Минкомсвязь России утверждает согласованный системный проект и доводит его до ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченного на создание системы-112, МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, операторов связи, приведенных в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций, в срок не позднее, чем за 45 дней до проведения государственных испытаний развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112.

3.15 ОИВ субъекта Российской Федерации при обращении оператора связи или иного участника создания системы-112 данного субъекта Российской Федерации должен предоставить ему электронную копию актуальной версии системного проекта.

4. Порядок внесения изменений в системный проект

 

4.1 Под изменением системного проекта понимается любое исправление, исключение или добавление, вносимое в него после его утверждения в соответствии с пунктом 3.14.

4.2 Изменения в системный проект вносит субъект Российской Федерации в лице ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченного на создание системы-112 в данном субъекте Российской Федерации, по рекомендации региональной межведомственной рабочей группы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации.

4.3 Инициаторами внесения изменений в системный проект могут быть участники создания системы-112 на территории данного субъекта Российской Федерации.

4.4 Основанием для внесения изменений в системный проект являются:

а) изменения телекоммуникационной подсистемы системы-112, инициированные операторами связи ССОП, приводящие к:

- изменению функциональных характеристик ТЗУС или созданию дополнительного ТЗУС на территории субъекта Российской Федерации;

- изменению функциональных характеристик УОВЭОС или созданию дополнительного УОВЭОС на территории субъекта Российской Федерации;

- появлению новых функциональных характеристик других узлов связи (в том числе замена электромеханических и иных морально устаревших узлов);

- изменению функциональных характеристик линий связи, приводящих к изменению решений по построению телекоммуникационной подсистемы системы-112 (в том числе топология, технология и т.п.);

- изменению порядка информационного обмена информационных систем операторов связи с информационно-коммуникационной подсистемой системы-112 субъекта Российской Федерации;

б) инициированные или согласованные ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченным на создание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации изменения в:

- определении модели создания системы-112;

- архитектуре и структуре построения подсистем системы-112;

- перечне субъектов информационного взаимодействия;

- функциональных характеристиках линий связи, оказывающих влияние на выбор решений по построению телекоммуникационной подсистемы системы-112 (в том числе топология, технология и т.п.);

в) инициированные или согласованные ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченным на создание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации, действия участников создания системы-112, не оказывающие влияния на архитектуру и порядок функционирования телекоммуникационной подсистемы.

4.5 Финансирование внесения в системный проект изменений, основания для которых приведены в подпункте "а" пункта 4.4 настоящих Методических рекомендаций осуществляется за счет средств оператора связи, инициировавшего внесение данных изменений.

4.6 Финансирование внесения в системный проект изменений, основания для которых приведены в подпункте "б" и "в" пункта 4.4 настоящих Методических рекомендаций осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

4.7 Состав и содержание системного проекта с изменениями должны соответствовать Приложению 2 и Приложению 3 соответственно.

4.8 Системный проект с изменениями подлежит согласованию с ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, операторами связи, приведенными в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций.

4.9 Системный проект с изменениями, внесенными в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4.4 настоящих Методических рекомендаций подлежит согласованию с Минкомсвязью России.

4.10 ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченный на создание системы-112 и подготовивший изменения в системный проект, предоставляет в Минкомсвязь России с сопроводительным письмом следующие документы:

- системный проект с изменениями;

- пояснительную записку с перечнем изменений и обоснованием необходимости их внесения;

- письма о согласовании системного проекта с изменениями, предоставленные ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, операторами связи, указанными в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций.

4.11 ОИВ субъекта Российской Федерации утверждает согласованный системный проект с изменениями и доводит его до Минкомсвязи России, МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, операторами связи, указанными в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций в срок не позднее, чем за 45 дней до проведения государственных испытаний развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112.

______________________________

* Включая ГАИС экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

** Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

 

 

Согласовано:

 

Заместитель Министра связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации

Д.М. Алхазов

 

Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий

В.В. Степанов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подготовлены Методические рекомендации по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для регионов.

Системный проект является основанием для разработки операторами связи проектной и рабочей документации на вновь вводимые, реконструируемые и модернизируемые узлы, линии и системы связи для создания телекоммуникационной подсистемы системы-112.

Подробно прописаны процедуры формирования проекта и внесения в него изменений.


Методические рекомендации по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для субъектов Российской Федерации


Текст методических рекомендаций официально опубликован не был