Типовое положение о кабинете охраны труда в организациях электроэнергетики
РД 153-34.0-03.107-2001
(утв. РАО "ЕЭС России" 27 сентября 2001 г.)
Дата введения - 1 декабря 2001 г.
Взамен РД 34.03.107
Настоящее Типовое положение распространяется на организации и предприятия электроэнергетической отрасли.
В документе содержатся требования к организации базового кабинета при территориальных организациях электроэнергетики и к организации кабинета непосредственно в организациях (на предприятиях) отрасли, а также перечни нормативных документов, рекомендуемых средств защиты персонала с указанием организаций-производителей и поставщиков этих средств.
Данное Типовое положение разработано в соответствии с действующими Рекомендациями по организации кабинета охраны труда на предприятиях ВЦОТ Минтруда России от 17.01.2001 г.
С выходом настоящего Типового положения утрачивает силу "Типовое положение о кабинете охраны труда на энергетических предприятиях Минэнерго СССР: РД 34.03.107" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1981).
1. Назначение и основные задачи кабинета
1.1. Кабинет охраны труда (далее для краткости - кабинет) в организациях (предприятиях) электроэнергетики является организационным и методическим центром для подготовки работников по вопросам охраны и гигиены труда, сохранения здоровья, эргономики, культуры и эстетики производства, а также по правовым вопросам.
1.2. Работа кабинета в организации должна быть направлена на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, на обеспечение сохранения жизни и здоровья, а также на оценку готовности работников выполнять профессиональные и должностные функции.
1.3. Кабинет создается для решения следующих задач:
- изучение нормативно-правовой и нормативной документации по охране труда;
- ознакомление с опасными и вредными производственными факторами, воздействию которых работники могут подвергаться на рабочих местах;
- ознакомление со средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- ознакомление с новейшими достижениями в области охраны труда, в создании безопасных условий и методов работы;
- обучение персонала безопасным способам выполнения работ и применения необходимых средств защиты, выработка устойчивых навыков в организации своего труда и умении использовать средства защиты;
- обучение (с применением тренажеров) персонала приемам оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
- тренаж и проверка знаний по охране труда (при необходимости - правил технической эксплуатации электроэнергетических объектов и оборудования, а также других нормативных документов, касающихся вопросов безопасности производства);
- оказание методической помощи в организации и создании уголков в подразделениях предприятия.
1.4. В функции кабинета входят:
- организация и проведение мероприятий по охране труда;
- совершенствование форм и методов профилактической работы по охране труда;
- поддержание средств и методов обучения на современном техническом уровне.
2. Организация работы кабинета
2.1. Каждая организация (предприятие) электроэнергетики в соответствии с требованиями "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации: РД 34.20.501-95" (М.: СПО ОРГРЭС, 1996) должна быть обеспечена кабинетами, оснащенными соответствующим образом.
2.2. Организации (предприятия) электроэнергетики могут иметь в своем составе как стационарный, так и передвижной кабинеты.
2.3. Стационарный кабинет должен быть оборудован в отдельном помещении (согласно СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания"). Площадь такого помещения зависит от списочного числа работающих, но должна составлять не менее значения, приведенного ниже:
До 1000 чел. ... |
24 |
От 1001 до 3000 чел. ... |
48 |
От 3001 до 5000 чел. ... |
72 |
2.4. В организации (на предприятии) со списочным количеством работников до 300 человек кабинет охраны труда допускается совмещать с техническим кабинетом.
2.5. В удаленных подразделениях электро- и теплосетевых предприятий стационарные кабинеты создаются по усмотрению руководителей предприятий. Для обслуживания таких подразделений в этих предприятиях рекомендуется использовать передвижные кабинеты.
2.6. Передвижной кабинет оборудуется на базе автобуса, спецавтомобиля или прицепного фургона с использованием средств, рекомендуемых соответствующим положением.
2.7. В подразделении энергопредприятия также может быть организован уголок по охране труда (далее - уголок) - фрагмент кабинета, размещаемый непосредственно в производственном помещении и отражающий и учитывающий в своей экспозиции и методических материалах конкретную специфику и особенности производственной деятельности этого подразделения. Уголок может быть представлен, например, в виде стенда, витрины.
2.8. На вновь вводимых или расширяемых предприятиях (организациях) стационарный кабинет должен быть оборудован в отдельном помещении независимо от численности персонала.
В помещении кабинета должны быть обеспечены достаточный уровень освещенности и показатели микроклимата согласно требованиям действующих санитарных норм.
2.9. Кабинет может быть дополнен соответствующе оформленной комнатой (уголком) психофизиологической разгрузки работников, а также специальным помещением для хранения экспонатов, оборудования и инвентаря, не задействованных в текущей экспозиции.
2.10. Помещение кабинета рекомендуется располагать в комплексе или вблизи учебно-производственного центра.
2.11. Кабинет оборудуется по проекту, составляемому на основе настоящего Типового положения и утверждаемому директором (главным инженером) предприятия.
2.12. В работе кабинета используются законодательные, распорядительные и нормативные документы по охране труда, а также документы по профессиональной подготовке персонала.
2.13. Кабинет работает по годовым и месячным планам, утвержденным главным инженером организации (предприятия) и согласованным с местным комитетом профсоюза.
Планы составляются с учетом годового плана работы с персоналом организации (предприятия), а также месячных планов и графиков проверки знаний персоналом ПТЭ и норм охраны труда подразделений.
2.14. Ответственность за организацию и оснащенность кабинета, а также контроль за его работой возлагается на главного инженера организации (предприятия) или его заместителя по охране труда.
На руководителей подразделений возлагается ответственность за оформление и пополнение кабинета (уголка) информационными материалами, экспонатами, относящимися к работе руководимых ими подразделений.
2.15. Ведение повседневной работы кабинета возлагается на специалиста охраны труда (техники безопасности) соответствующей службы организации (предприятия).
2.16. Работник, ответственный за работу кабинета, должен знать:
- законы о труде, требования распорядительных документов (приказы, распоряжения) предприятия (организации) и вышестоящих органов;
- требования нормативных, санитарно-гигиенических документов в области охраны труда;
- технологию производственных процессов на своем предприятии;
- фактические условия труда персонала предприятия;
- вредные и опасные факторы, сопровождающие производственный процесс, места их проявления и допустимые параметры;
- средства и методы контроля параметров этих факторов;
- методы и средства защиты, применяемые в производственном процессе;
- организацию работы по подготовке персонала предприятий;
- методы подготовки персонала к оказанию первой помощи при несчастных случаях;
- методы и средства пропаганды норм охраны труда;
- технические средства и программы, используемые для обучения и проверки знаний персонала и правила пользования ими;
- опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий (организаций) в области охраны труда.
2.17. Обо всех проводимых в кабинете мероприятиях персонал энергопредприятия информируется по радио, телефону, с помощью объявлений или через руководителей подразделений.
2.18. Для методического руководства работой кабинетов предприятий в вышестоящих организациях (АО-энерго, МЭС, территориальных энергетических объединениях) должны быть организованы базовые кабинеты.
2.19. Работа базовых кабинетов осуществляется в соответствии с перспективными и годовыми планами, утвержденными руководителями (главными инженерами) соответствующих организаций.
3. Содержание и методика работы кабинета
3.1. Основным содержанием работы кабинета являются организация и проведение:
- вводного инструктажа;
- обучения и инструктажа по безопасным методам труда рабочих, специалистов, служащих, учащихся и студентов-практикантов;
- тренировок по оперативным переключениям с применением ПЭВМ;
- семинаров, курсов, тематических занятий с рабочими;
- деловых игр по охране труда;
- тренировок при штатных и аварийных ситуациях;
- самоподготовки и самопроверки знаний норм охраны труда;
- обучения персонала пользованию компьютерными средствами и программами;
- предэкзаменационной подготовки персонала с использованием ПЭВМ;
- проверки знаний персоналом предприятия норм по охране труда;
- тематических выставок, лекций, бесед по вопросам безопасности и гигиены труда;
- семинаров по охране труда для профсоюзного актива и уполномоченных лиц;
- практических занятий по оказанию первой доврачебной помощи, пользованию средствами защиты и приспособлениями;
- лекций и бесед с медицинским персоналом здравпунктов или местных лечебных учреждений по вопросам сохранения здоровья и профилактики заболеваний;
- обмена опытом и сотрудничества с производственными подразделениями в области пропаганды охраны труда и подготовки различных мероприятий по охране труда;
- пропаганды среди персонала достижений науки и техники в области охраны труда;
- просмотров видеофильмов, кинофильмов, слайд-фильмов, диафильмов, диапозитивов, программных документов;
- консультаций подразделений предприятия по вопросам создания безопасных условий труда;
- оперативного информирования персонала о вводимых в действие законодательных и нормативно-правовых актов об охране труда;
- дней охраны труда с подведения итогов;
- совещаний по охране труда.
3.2. Пропаганда вопросов охраны труда в кабинете может проводиться с использованием:
- радиовещания;
- интерактивных телевизионных передач;
- компьютерной сети;
- малотиражной печати, стенных газет, информационных листков - "молний".
3.3. К участию в мероприятиях по охране труда в кабинете должны привлекаться специалисты местных и федеральных органов энергонадзора, санэпиднадзора, гортехнадзора, трудинспекции, пожнадзора, ГИБДД, представители организаций смежных отраслей, учебно-тренировочных комплексов.
3.4. Обучение безопасным приемам труда рекомендуется проводить в учебных группах численностью не более 10-15 чел.
3.5. В системе обучения при наличии устойчивых каналов связи должна широко применяться ее дистанционная форма с использованием компьютерных технологий.
3.6. Для дистанционного обучения рекомендуется применять:
- новые информационные технологии;
- компьютерные телекоммуникационные сети (региональные и глобальные, Internet) с использованием CD-ROM;
- компьютерные видеоконференции.
3.7. Основным содержанием работы базовых кабинетов является:
- оказание помощи в обеспечении кабинетов предприятий и подразделений (уголков) наглядными, печатными, техническими и другими средствами пропаганды и обучения по вопросам охраны труда;
- методическая помощь и периодический контроль за работой кабинетов (уголков), оборудованием и эффективностью использования их в организациях (на предприятиях);
- распространение передового опыта организаций (предприятий) в работе по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний, освоение новых методов и форм обучения персонала по вопросам охраны труда (в том числе программированного);
- систематическое обеспечение предприятий информацией о новых средствах пропаганды и обучения, руководящими документами, методическими рекомендациями и информационными сообщениями, относящимся к охране труда;
- пропаганда новых безопасных методов работы, видов оборудования, оснастки и инструмента;
- разработка предложений по совершенствованию организационной и методической работы кабинета (уголка);
- проведение разного уровня совещаний с руководителями, специалистами, общественными инспекторами по охране труда.
4. Оборудование и средства, используемые для оснащения кабинета
4.1. Оснащение кабинета техническими средствами обучения, экспонатами, наглядными пособиями должно производиться в соответствии с профилем данной организации (предприятия).
Подбор их осуществляется в соответствии с рекомендациями Приложений А-Е к настоящему Типовому положению.
4.2. В состав оборудования и средств оснащения кабинета должны входить:
- набор мебели учебно-тренировочного класса;
- набор экспозиционной мебели и оборудования;
- технические средства обучения;
- комплект экранного оборудования;
- библиотека по вопросам охраны труда (см. приложение А);
- наглядные пособия (см. приложения Б-Д);
- экспозиция приборов контроля параметров опасных и вредных производственных факторов в организациях (на предприятиях);
- фонотека учебных аудиозаписей по охране труда;
- кинотека учебных фильмов по охране труда с наборами диафильмов и слайдов (см. приложение Б);
- видеотека по охране труда (см. приложение Б);
- компьютерные программы обучения персонала по охране труда (см. приложение В);
- многофункциональные тренажеры для отработки навыков оказания первой доврачебной помощи с комплектом плакатов.
4.3. Библиотека кабинета должна содержать документы по охране труда в соответствии со спецификой производства энергопредприятия:
- законодательные акты РФ;
- стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- правила по охране труда;
- нормативные документы;
- межотраслевые, отраслевые и местные инструкции по охране труда;
- методические и справочные материалы, необходимые для проведения обучения, инструктажа и консультаций работающих по вопросам техники безопасности, гигиены труда, пожарной безопасности.
Кабинет может быть дополнительно оснащен электронной библиотекой нормативных документов.
В информационных материалах должны содержаться:
- обязательства работодателя и работающего;
- материалы результатов аттестации рабочих мест;
- схемы и фотографии с указанием расположения опасных зон и зон воздействия опасных факторов на рабочие места и средств защиты от них;
- меры безопасности при выполнении наиболее опасных технологических операций;
- материалы соревнований по профессиональному мастерству.
4.4. Технические средства обучения должны включать:
- средства для демонстрации информационных блоков (персональные ЭВМ с принтером, телевизор с видеомагнитофоном, киноаппарат, диапроектор, фильмоскоп);
- видеокамеру;
- ксерокс для оперативного размножения необходимой информации.
4.5. Для повышения эффективности работы ПЭВМ по вопросам получения тематической информации должна быть обеспечена возможность доступа к интернету и электронным базам данных.
4.6. Наглядные пособия должны быть представлены на стендах в соответствии с тематикой в виде:
- натурных образцов современных применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты при работах в электроустановках, на теплотехническом и гидроэнергетическом оборудовании с технической характеристикой, описанием способов их применения и устранения характерных неисправностей (см. приложение Г);
- инструмента, оборудования и предохранительных приспособлений для безопасного производства работ;
- планшетов с плакатами по технике безопасности (см. приложение Д);
- схем, действующих макетов и моделей производственного оборудования;
- витрин с печатными изданиями, информационными листками.
В кабинете должен иметься запас бланков, удостоверений, нарядов-допусков, актов, журналов регистрации инструктажей, проверки знаний и др.
4.7. Экспозиция наглядных пособий, защитных средств, стендов, планшетов с плакатами должна соответствовать тематике проводимого мероприятия.
4.8. Экспонаты (средства защиты работающих, инструменты, измерительные приборы и пр.) должны соответствовать современным требованиям техники безопасности.
4.9. Средства защиты, представленные в качестве экспонатов, должны иметь государственный сертификат на соответствие требованиям техники безопасности или положительное экспертное заключение Департамента Генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".
4.10. Каждый экспонат должен иметь этикетку с краткой характеристикой технических данных, указанием области применения и располагаться на отдельных стендах так, чтобы к нему был свободный доступ.
4.11. Стенды и плакаты должны обновляться и демонстрироваться в соответствии с темой проводимого занятия.
4.12. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, головы, лица, рук, органов зрения, органов слуха, спасательные средства должны быть также представлены на отдельных стендах в зависимости от их назначения. Ко всем средствам индивидуальной защиты должен быть свободный доступ.
4.13. Тематика экспозиций должна предусматривать два раздела:
- общий раздел включает вопросы трудового законодательства, гигиены труда и производственной санитарии (освещения, вентиляции, защиты от шумов и вибрации), применения средств индивидуальной защиты, основных средств безопасности: электробезопасности, пожарной безопасности;
- специальный раздел отражает вопросы техники безопасности при выполнении основных производственных операций, специфичных для данного энергопредприятия.
4.14. Оформление экспозиций должно соответствовать технологии работы.
Тематика стендов общего раздела должна охватывать:
- основные термины и определения в области охраны труда;
- общие требования к безопасности труда по видам опасных и вредных производственных факторов, к условиям производственной среды и основным направлениям ее оздоровления по каждому фактору условий труда;
- организацию подготовки персонала по безопасности труда;
- структурно-функциональную схему системы управления охраной труда (СУОТ);
- обеспечение нормативными документами;
- основные направления обеспечения безопасности наиболее важных производственных процессов энергопредприятий;
- структуру и содержание ССБТ;
- классификацию средств защиты;
- аттестацию рабочих мест;
- измерение и контроль параметров вредных и опасных производственных факторов.
Примерный перечень тематик стендов по охране труда дан в приложении Е.
4.15. Экспозиция должна регулярно обновляться свежими материалами и другими средствами пропаганды по фактам нарушения требований правил техники безопасности и другим вопросам охраны труда:
- оперативной информацией по несчастным случаям в отрасли (из электронной газеты "Энерго-пресс");
- обзорами несчастных случаев, приказами и оперативными указаниями и распоряжениями по несчастным случаям на каждом конкретном предприятии с описанием обстоятельств, причинами и виновными лицами;
- информацией по травматизму по годам, месяцам, по затратам на охрану труда, выполнению мероприятий по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты, ежемесячным результатам дней охраны труда и внезапных проверок.
4.16. Уголки по охране труда должны содержать информацию об опасных и вредных факторах, методах защиты от них, схемы расположения опасных зон, плакаты по охране труда, медицинские аптечки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовое положение о кабинете охраны труда в организациях электроэнергетики РД 153-34.0-03.107-2001 (утв. РАО "ЕЭС России" 27 сентября 2001 г.)
Текст положения приводится по официальному изданию СПО ОРГРЭС (Москва, 2001 г.)
Дата введения - 1 декабря 2001 г.
Разработано Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"
Исполнитель Т.В. Чурсинова
Главный инспектор по охране труда - начальник отдела охраны труда Ю.И. Жуков
Взамен РД 34.03.107